Ссылки для упрощенного доступа

На парламентских выборах в Черногории победу одержала коалиция "За европейскую Черногорию"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Белграде Айя Куге.

Андрей Шароградский: По предварительным данным, на досрочных парламентских выборах в Черногории убедительную победу одержала коалиция "За европейскую Черногорию" под руководством нынешнего премьер-министра Мило Джукановича.

Айя Куге: Коалиция "За европейскую Черногорию" следующие четыре года может рассчитывать на безраздельную власть в стране. На выборах она обеспечила себе 49 из 81 места в парламенте. В выборах принимали участие 16 политических партий и коалиций. Согласно неофициальным данным, лишь четыре оппозиционные партии прошли парламент. В черногорской Скупщине будут и четыре албанских депутата, которые получают мандаты по облегченной системе. Характеризует прошедшие в Черногории выборы рассеянность голосов сторонников оппозиции. В результате большинство оппозиционных партий не преодолели трехпроцентный барьер. Черногорская оппозиция разрозненна и не способна к объединению вокруг общей цели. Многие аналитики считают, что это обеспечивает лидеру Черногории Мило Джукановичу стабильную власть, которая продолжается вот уже почти 20 лет.
Премьер-министр Джуканович заявил, что победа его партии на парламентских выборах убедительнее всех предыдущих.

Мило Джуканович: Такой результат выборов я толкую, как доверие большинства наших избирателей в то, что с коалицией "Европейская Черногория" страна легче преодолеет вызовы, которые перед нами ставит мировой экономический кризис.

Айя Куге: Ранее Мило Джуканович выступал за проведение досрочных выборов под предлогом, что правящей коалиции нужен стабильный мандат для ускорения процессов вступления в НАТО и Европейский союз. Оппозиция утверждает, что Джуканович назначил выборы раньше срока, чтобы укрепить свою власть до того, как на Черногорию сильно повлияет мировой экономический кризис.
Как объяснить убедительную победу правящего в Черногории блока, который всегда отождествляют с его вождем Мило Джукановичем? Вот мнение журналистки южнославянской редакции нашего радио из Подгорицы Славицы Брайович.

Славица Брайович: Победа Джукановича была ожидаемой. Его партия уже много лет имеет большинство в парламенте. Неожиданно лишь то, что на этот раз он в парламенте получил на шесть депутатских мандатов больше. Я считаю, что может быть речь не о том, что Джуканович такой уж успешный, а о том, что оппозиция слабая. Мне кажется, что результат этих выборов определил подход оппозиции. Она рисовала катастрофический сценарий в случае, если в ситуации, когда мировой экономический кризис стучит в дверь, в Черногории победит демократическая Партия социалистов. Оппозиция запугивала людей, реакция избирателей естественна: когда на вас нагнетают страх, вы держитесь статуса кво, держитесь того, что вам знакомо. А всем ведь в Черногории знакомо, как правит Мило Джуканович. Как бы было с новыми властями, не известно. Люди не были готовы к переменам. С другой стороны, коалиция Джукановича им вселяла больший, но не реальный оптимизм, а каждый, чувствуя страх, желает иметь хотя бы ложную надежду.

Айя Куге: Официальные итоги выборов в Черногории ожидаются к концу недели.

Андрей Шароградский: Итоги досрочных парламентских выборов в Черногории я попросил прокомментировать специалиста по балканским странам, старшего научного сотрудника Института международных экономических и политических исследований Академии наук России Сергея Романенко.
Сергей, насколько неожиданна для вас победа правящей партии Черногории на нынешних выборах?

Сергей Романенко: Во-первых, это не только партия, а коалиция, в нее входили четыре партии и, помимо партии премьер-министра Мило Джукановича, это еще и социал-демократическая партия, а также, я хочу это отметить особо, одна хорватская и одна боснийско-мусульманская партия. Победа, собственно говоря, этой коалиции не вызвала особого удивления, потому что и раньше было известно, и выборы это подтвердили, Мило Джуканович по-прежнему остается главной политической фигурой Черногории.

Андрей Шароградский: И все-таки речь идет о силе правящей коалиции или о слабости оппозиции?

Сергей Романенко: Тут несколько моментов. Я хотел бы еще добавить, что в парламент попали оппозиционные партии разного толка, в частности, Социалистическая народная партия, она получила примерно 17 голосов, затем одна из сербских партий, которая получила 6 процентов голосов. К этому я хотел бы добавить, что либеральная коалиция, в общем, оказалась вне стен парламента. Та партия, которая могла каким-то образом считаться либеральной, вдвое потеряла число депутатских мест. Действительно это свидетельствует о том, что в значительной степени коалиция, во-первых, раздроблена и по национальным, и по политическим принципам. С другой стороны, в Черногории, в общем, сохраняется пока еще такая клановая демократия и личность Мило Джукановича является главным фактором для победы возглавляемой им же Демократической партии социалистов.

Андрей Шароградский: Чем объясняется такая его популярность? Вот этим проевропейским курсом или какими-то успехами в экономике?

Сергей Романенко: Нет, вы знаете, об успехах пока говорить трудно. Даже более того, я думаю, что в этом есть доля истины. Оппозиция заявляет о том, что эти внеочередные выборы были проведены именно сейчас. Если бы они были проведены позднее, как планировалось, на их результате сказалось бы воздействие мирового экономического кризиса. Кроме того, конечно, играет роль и тот факт, что Черногория все-таки по-прежнему остается не слишком развитой в экономическом отношении страной и, конечно, ей предстоит еще сделать очень много для того, чтобы подкрепить свои стремления, вступить, прежде всего, конечно, в Европейский союз. Потому что в НАТО она тоже, естественно, стремится вступить, но все-таки критерий вступления в НАТО более легко выполнимый, чем социально-экономические и правовые требования, которые выдвигает Евросоюз.

Андрей Шароградский: Вообще, на ваш взгляд, какой перспективы можно ожидать, что Черногория все-таки станет членом Европейского союза, особенно учитывая нынешнее положение внутри союза?

Сергей Романенко: Да, как раз хотел сказать, что еще не известно, какова будет судьба Евросоюза. Но я думаю, что Черногории, так же как и, допустим, Сербии и Боснии и Герцеговине, и Македонии предстоит пройти очень большой внутренний путь реформ для того, чтобы каким-то образом все-таки соответствовать тем высоким требованиям. Потому что членство в Евросоюзе не может быть каким-то автоматическим, все-таки это союз государств и союз обществ, которые прошли какой-то определенный путь и отвечают определенным критериям. Поэтому, понимаете, с одной стороны, безусловно, Евросоюзу нужно, чтобы государства постюгославского региона находились в его составе и по политическим, и по экономическим соображениям. Но, с другой стороны, совершенно очевидно и как раз тут пример может быть несколько поспешного приема Румынии и Болгарии показывает, что прием из политических соображений вызывает очень большие трудности в отношениях между балканскими государствами не только старой Европы, но и даже новыми членами Евросоюза, такими как Польша, Венгрия и так далее.
XS
SM
MD
LG