Ссылки для упрощенного доступа

Гламуроссия


Яков Кротов
Яков Кротов

«ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;» (Мф. 26, 11).

Эту фразу легко понять как оправдание гламура. Давайте побольше умащивать Христа! Церкви покрупнее, золото посамоварнее, миро попахучее!

Не выходит. Контекст слишком важен. Иисус говорит это перед Распятием. Гламур украшает себя, отказываясь страдать. Гламур отказывается и видеть чужое страдание. Поскольку нищие, действительно, всегда рядом, гламур не может нищих игнорировать, он их инкорпорирует. Нищие в гламурном православии – тихие, нежно стремящиеся к вере, хотя не всегда, по слабости, достигающие её. Берутся они, видимо, с небес. Нищих приносят ангелы – ведь не может гламурное православие сказать самому себе, что нищие – результат, помимо прочего, и траты денег налогоплательщиков не на социальные программы, а на храмы. Что нищие многие – пенсионеры, от пенсий которых хапнули две трети и отдали побольше на войну, а поменьше на военную религию.

Гламур сказать ничего не может, ему остаётся лишь умиляться бабулькам, которые якобы вынесли тяжесть гонений (что неверно, далеко не все бабульки выдерживали гонения, и многие бабульки предавали и разрушали Церковь, не отставая в этом от духовенства). Особенно хорошо умиляться нищим бабулькам. Дай бабке бабок, она сразу начнёт «выступать»… Пусть уж остаётся двумерной фигуркой, которой легко манипулировать. Правда, и сам гламур превращается в нечто не только глазурное, но и двумерное, условное.

Иисус призывал забыть о нищих, но сам-то Иисус был нищим. Знаменитый (и дорогой) плащ из цельного куска ткани так же смотрелся на нём, как на ином бродяге смотрится пожертвованная ему гламурная куртка.

Иисус призывал забыть о нищих, чтобы вспомнить о Боге, гламур же предлагает помнить о нищих, чтобы забыть о зле. О, конечно, гламур тоже говорит о Боге, только это такой Бог из посудомоечной машины. Бог для детишек. Гламур не случайно инфантилен. Это инфантильность, а не детскость. Разница такая же, как между ребёнком, который дают уроки сексуального просвещения, и ребёнком, которому дают вместо этого детскую «библию». Второй ребёнок тоже узнает «всё», только узнает таким способом, что из него вырастет типичный викторианский ханжа, Джек Потрошитель в улыбающейся маске.

Гламур «бережёт» ребёнка, не берёт его на похороны, даже если родная мать ребёнка умерла. Инфантильность гламура в религии проявляется в страхе перед всяким говорением правды о грехе. Фи! Это не конструктивно! Умный сам поймёт, дураку и объяснения не помогут! Иисус принимает помазание, потому что собирается погибнуть и воскреснуть, гламурное христианство мажется, чтобы не умирать, а жить вечно. В результате и получается Церковь торжествующая – торжествующая злобная, глупая старуха с кожей нежной, как у нимфетки и с глазами пустыми, как у черепа.

Можно ли спастись в гламурной Церкви, которая, к примеру, в России сейчас стала господствующим исповеданием? Да можно, конечно, что за вопрос! Что за эгоистический и глупый вопрос – «можно ли спастись». Успокойтесь, погибнуть трудно, а спастись – раз плюнуть, с таким-то Богом. Только неужели всё богатство, весь объём жизни стоит суживать до вот этого вздорного «можно ли спастись»… Перед лицом Иисуса других забот нету…

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG