Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Делягин: "Большая двадцатка" - орган, который не приспособлен для принятия решений"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие экономист Михаил Делягин.

Михаил Саленков: В Лондоне пути выхода из мирового экономического кризиса сегодня будут обсуждать президент и главы правительств крупнейших стран мира, а также представители основных международных организаций. Ожидается принятие документа о совместных действиях, о проведении реформ, которые должны изменить экономическую ситуацию в мире. Однако некоторые эксперты полагают, что подобными встречами проблем в мировой экономике не решить. Об этом в интервью нашей радиостанции заявил руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Михаил Делягин: "Большая двадцатка" - орган, который не приспособлен для принятия решений, то есть он их принимать не может ни институционально, ни политически. Это место для обмена мнениями и выработки общего взгляда на жизнь. И то общий взгляд на жизнь, скорее всего, выработать не удастся, потому что нынешний кризис является, в том числе, кризисом всей мировой финансовой архитектуры, которая ориентирована полностью на интересы США. Трагедия в том, что американцы очень долго были одновременно главным регулятором и главным игроком глобальных рынков.

Михаил Саленков: И остаются.

Михаил Делягин: И остаются, да. И эти две функции друг другу противоречили. Пока был Советский Союз, была внешняя угроза, внешний раздражитель, они могли, так сказать, балансировать эти две роли, но как только Советский Союз исчез, они пошли вразнос. И сейчас это фундаментальная проблема. К сожалению, поскольку система ориентирована под их интересы, любое осмысленное, значимое изменение системы невозможно. Потому что любое изменение системы означает для них конкретные коммерческие убытки, причем большие, они с этим согласиться не могут, они, естественно, эти изменения блокируют, например, введение новой международной резервной валюты. И поэтому изменение глобальной финансовой архитектуры будет сильным и хаотическим, то есть достаточно болезненным и разрушительным. Смогут договориться о мелочах, смогут создать Комитет финансовых гуру, смогут сказать, что не нужно увеличивать дефицит бюджета выше того уровня, который запланирован в США, условно - выше 10 процентов ВВП. Но понятно, что это и так слишком большой уровень, чтобы об этом можно было думать без содрогания. Договорятся, что топ-менеджеры компаний, получивших государственную помощь, не должны получать бонусы или не должны получать слишком большие бонусы. Ну, это понятно, это полезно, но это детали. К сожалению, осмысленного изменения финансовой архитектуры достичь не удастся, и то, что там Медведев, судя по всему, будет предлагать изменения кардинальные, которые заведомо не пройдут, ну, это подход правильный. Потому что если невозможны содержательные действия, то, значит, необходимы действия политические.

Михаил Саленков: На этом саммите позиций будет три - европейская, российская и американская - относительно выхода из кризиса?

Михаил Делягин: Нет, я думаю, что позиция будет американская и китайская, а все остальные будут так или иначе к этим позициям приспосабливаться. Скажем так, будет "большая двойка" - США и Китай - в окружении кордебалета первого ряда и кордебалета второго ряда. И наша задача - не дать себя оттеснить во второй ряд.

Михаил Саленков: И все-таки изменений каких-то ведь стоит ждать от этого саммита, ну, я не знаю, влияния на цены, на рынки, на курсы валют?

Михаил Делягин: Стоит ждать красивых деклараций, которые приведут к кратковременному повышению фондовых рынков повсюду в мире, кратковременному укреплению доллара, незначительному, а значит, столь же незначительному ослаблению, снижению цен на нефть. Но в целом это не то мероприятие, на котором что-то значимое будет происходить. Просто лидеры мира в очередной раз убедятся в своем бессилии. Но я думаю, что они и так про это прекрасно знают.

Михаил Саленков: Михаил Делягин добавил, что сейчас нет ни одной страны в мире, у которой, как он выразился, "был бы золотой ключик для решения глобальных экономических проблем".
XS
SM
MD
LG