Ссылки для упрощенного доступа

«Близость славянских народов их только отдаляет»


Югославия ненадолго пережила своего бывшего президента
Югославия ненадолго пережила своего бывшего президента

В Черногории подведены предварительные результаты референдума о независимости, который проводился в воскресенье. Судя по всему, сторонники выхода из союза с Сербией победили с крайне незначительным отрывом.


Хотя не подсчитаны еще все избирательные бюллетени, по данным республиканской избирательной комиссии, за независимость проголосовали 55,4% вышедших на голосование граждан. Специалисты утверждают, что официальные итоги уже не могут существенно отличаться от объявленных цифр. По условиям Евросоюза Черногория может провозгласить независимость, если «за» выхода из союза с Сербией выскажутся более 55% вышедших на референдум.


Корреспондент РС Айя Куге сообщает, что активность избирателей Черногории была очень высокой. На избирательные участки пришло более 86% имевших на это право – видимо, все, кто был в состоянии. Недостающие 10% черногорцев физически не смогли это сделать, так как находились за границей.


Таким образом, формально завершается распад созданной по итогам Первой мировой войны Югославии. Московский балканист Сергей Романенко, с которым побеседовал обозреватель РС Андрей Шарый, полагает, что само по себе провозглашение независимости Черногории не решает всех проблем этой страны, а некоторые из них даже обостряет: «Это зависит от внутриполитической ситуации в самой Черногории. Насколько удастся руководству наладить контакт с албанским меньшинством и решить проблему мусульманского населения Санджака, которое тоже выдвигает требования самоопределения.


Второй вопрос, конечно, - как удастся наладить отношения с Сербией. Политический класс Сербии находится в большой растерянности не только по отношению к событиям в Черногории, но и по событиям на оставшемся постюгославском пространстве в целом. Могут быть какие-то последствия и для переговоров по Косово».


Воскресный референдум приближает конец целой эпохи, которая связана с существованием общего государства южных славян на Балканах, возникшего по итогам Первой мировой войны в 1918 году: «Стало очевидным, что процесс национального самоопределения противоречит славянской идее и практики создании многонациональных, даже федеративных славянских государств. В данном случае близость славянских народов не только не играет роли сплачивающего фактора, но, наоборот, скорее отдаляет родственные народы».


Руководство Черногории заявляет о том, что независимое государство легче интегрируется в систему европейских политико-экономических связей и быстрее вступит в Европейский Союз. В значительной степени это так, полагает наш собеседник: «Отныне Подгорица не будет связана с сербскими проблемами, то есть с Косово, с выдачей военных и политиков, обвиняемых в военных преступлениях. С другой стороны, совершенно очевидно, что черногорская экономика и черногорское общество не находятся на том уровне, который отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатам в члены Евросоюза. Поэтому решение (о приеме Черногории – РС) будет во многом политическое».


Сергей Романенко при этом считает, что у ЕС не остается иного выхода, как принять в свои ряды балканские государства: «Он отвечает за политическую и военную стабильность в регионе. И Сербия, и Черногория, Босния и Герцеговина рано или поздно будут членами этой организации. Вероятно, и НАТО тоже». Он предполагает, что Брюссель будет вести переговоры о членстве этих стран по отдельности, хотя в последующем не исключено объединение нескольких стран в группу кандидатов, как это было при последних волнах расширения ЕС.


Обретение Черногорией независимости примечательно и тем, что Сербия становится государством с полностью сухопутными границами. Ученый полагает, что потерю прямой транспортной связи с адриатическим побережьем сербская экономика может пережить с минимальными потерями: «Это зависит от той политики, которую поведет Сербия. Конечно, иметь выход к морю было издавна (с середины XIX века) стремлением Сербского княжества, затем различных вариантов сербской государственности. Но предоставление независимости Черногории не означает, что границы становятся непреодолимым барьером. Если будут установлены нормальные политические, экономические отношения, тем более, если это произойдет в рамках Евросоюза, то никаких препятствий к выходу к морю для сербской экономики не будет».


XS
SM
MD
LG