Ссылки для упрощенного доступа

Черногория близка к получению независимости


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Айя Куге и политолог Драган Штавльянин.



Андрей Шарый : 87 процентов граждан Черногории, имеющих право голоса, приняли участие в референдуме по вопросу о провозглашении государственной независимости республики, последняя из республик бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия сохраняющая пока общегосударственные связи с Сербией. 55 целых и несколько десятых процента участников референдума, согласно предварительным данным, высказались за выход из состава союза с Сербией. Хотя официальные результаты голосования еще не оглашены, премьер-министр Черногории Мило Джуканович уже объявил о возникновении на европейской карте нового государства. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в республиках бывшей Югославии Айя Куге.



Айя Куге : Сторонники независимости Черногории продолжают бурно праздновать победу на референдуме. Вопреки опасениям, серьёзных инцидентов не зарегистрировано. Противники государственной самостоятельности ведут себя как-то тихо. Их лидеры на публике не появляются.


Премьер-министр Черногории Мило Джуканович в понедельник выступил перед журналистами. Он сообщил, что официально независимость от Сербии будет провозглашена, как только найдет подтверждение окончательные итоги голосования. Джуканович определил приоритеты самостоятельной Черногории.



Мило Джуканович : Полная интеграция в Европейский Союз и НАТО остаётся стратегическим национальным приоритетом Черногории. Другой наш приоритет - это продолжение сотрудничества с Сербией и определение наших отношений на новых основах. Известно, что правительство и другие государственные органы Черногории в течение последних несколько месяцев предлагали провести переговоры с правительством Сербии о наших будущих отношениях, но правительство Сербии отказалось от диалога. Но на первом месте по важности для нас - преодоление политического раскола внутри Черногории.



Айя Куге : Руководство Сербии - и премьер-министр Воислав Коштуница, и президент Борис Тадич - молчат. Впечатление такое, что для них волеизъявление черногорцев было тяжёлым ударом. Известно, что они выступят лишь после того, как будут сообщены окончательные итоги референдума.


Неофициальные предложения Черногории начать переговоры о расформировании союзного государства сделал министр финансов Сербии Младжан Динкич. Он заявил, что Сербия должна первой признать независимость Черногории и теперь заняться своими проблемами.



Младжан Динкич : Теперь мы, как можно скорее, должны принять новую Конституцию Сербии, так как теперь известно - кто мы. Другими словами: свою судьбу мы должны взять в собственные руки. Некоторые наши расходы теперь уменьшатся, например, финансирование дипломатов из Черногории. Рациональнее станет и система обороны. Однако по существу Сербия и Черногория и до сих пор имели две экономические системы, так что в этом смысле больших перемен не будет. Я буду выступать с предложением к Черногории - создать таможенный союз.



Айя Куге : Граждане Сербии демонстрируют незаинтересованность по поводу черногорской самостоятельности. Кое-кто говорит: нам будет легче, не будут черногорцы больше занимать директорских постов в Сербии, а мы, сербы, не будем оставлять деньги у них на взморье - лучше в Греции. Но в голосе чувствуется обида. В воскресенье на улицах Белграда также был организовано что-то похожее на референдум о независимости Сербии. 40 тысяч белградцев проголосовали за самостоятельность Сербии от Черногории.



Андрей Шарый : О том, как в Сербии воспринимают победу сторонников независимости в Черногории, я беседовал с обозревателем службы вещания на южнославянских языках Радио Свободная Европа, белградским журналистом и политологом Драганом Штавльянином.


Скажите, Драган, у сербов остается сильное ощущение горечи из-за того, что никто не хочет жить с ними в одном государстве?



Драган Штавльянин : Ну, конечно, многие сербы считают, что они потерпели поражение, поскольку за последние годы Югославия теряла территорию за территорией - от Хорватии до Боснии, теперь Черногория, впереди еще Косово. Однако горечь не оттого, что якобы никто не хочет с сербами иметь дела. Там чаще говорят о слиянии двух факторов - международного заговора против сербов и антисербских настроений в Хорватии, Боснии, а теперь в Черногории. Так считает часть сербской общественности и, надо сказать, немалая. Так считают те люди, которые голосуют за националистические партии, за "Радикальную партию", например, отчасти - сторонники партии премьер-министра Воислава Коштуницы. Сторонники либеральных идей, в свою очередь, отмечают, что речь идет о продолжении процесса, который протекает уже много лет, даже если не смотреть далеко в историю ХХ века.


Ну а те, кто занят серьезным бизнесом, говорят - все идет к лучшему. Сербии пора заняться собой, подумать о других вопросах, кроме национального, прежде всего, о проблемах развития экономики и приближения с Европой.



Андрей Шарый : Как провозглашение независимости Черногории отразится на отношениях сербов и черногорцев, ведь эти народы очень близки?



Драган Штавльянин : Ну, возможно, что первая реакция сербов будет эмоциональной, скажется и национальная гордость, и горечь, и обида. Ну, ужесточат таможенный режим на границах с Черногорией. Сейчас многие черногорцы учатся в Сербии, лечатся в Сербии...


Вообще отношения сербов и черногорцев - предмет долгой дискуссии об исторических путях развития, общности и различиях языков, верований, культуры. Однако логика жизни, в конце концов, возьмет свое. Обе страны собираются вступать в Европейский Союз, понятно, что надо сотрудничать. Думаю, что все эти разговоры о братстве и единстве сохранятся только на фольклорном уровне.



Андрей Шарый : Результаты голосования показывают, что меньшинство, выступающее за союз с Сербией, в Черногории очень значительно. Будет ли Белград разыгрывать эту политическую карту?



Драган Штавльянин : В юридическом отношении итоги референдума - это чистая победа сторонников независимости. Что же касается реальной жизни, понятно, что республика расколота. Лучше было бы для стабильности республики, если бы за выход из союза с Сербией проголосовало более значительное число граждан, как в Хорватии или Словении, где поддержка идеи независимости была подавляющей. Весь север Черногории, вдоль границы с Сербией - против независимости. Эта проблема представляется главной сейчас для черногорского руководства. А Белград если и хотел бы активно разыгрывать эту карту, то не сможет - помешает Европейский Союз.


И в Белграде это понимают, что показала и кампания накануне референдума. Известно, что белградские власти поддерживают идею государственного союза. Однако сейчас это не делалось явно, как во времена Милошевича, а опосредовано. Референдум показал - нет сомнения, что сторонников независимости в Черногории большинство, пусть и незначительное, и результаты голосования надо уважать.


XS
SM
MD
LG