Ссылки для упрощенного доступа

Вышла в свет книга о советском биологическом оружии


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марина Катыс.



Александр Гостев: В Москве вышла в свет и уже появилась в продаже первая и пока единственная в России книга о советском биологическом оружии: об истории его создания, о местах, где оно производилось, и последствия, к которым это производство привело.


С автором книги, президентом общественного Союза "За химическую безопасность", доктором химических наук Львом Федоровым беседует Марина Катыс.



Марина Катыс: Лев Александрович, насколько я понимаю, это первая книга, которая вышла о советском биологическом оружии.



Лев Федоров: Да, это первая книга о биологическом оружии, единственная. Все, что касается довоенных событий, основано на архивных документальных материалах. Послевоенные события, это надо ехать в архив Подольска, это совершенно невозможно.



Марина Катыс: Почему вы после стольких лет занятия химическим оружием, ведь вы автор нескольких книг о советском химическом оружии, решили заняться биологическим оружием?



Лев Федоров: Это получилось случайно. Дело в том, что один армейский офицер, Валентин Витальевич Бойцов, принес мне свою рукопись по биологическому оружию. Я ему сказал, что я тут не причем, а он говорит, "пусть у вас полежит". Самое обидное, что он умер через год. А потом пришел ко мне из Кирова молодой человек, Лобастов Алексей Евгеньевич, и тоже говорит: "Давайте будем вместе писать книгу". А Киров - это как раз институт биологической войны, военный, там находится до сих пор. И он тоже умер. Таким образом, я отдаю долг этим людям и отчитываюсь перед страной, потому что я не думаю, что в ближайшие годы наша армия снизойдет и предоставит эти материалы. Пришлось их искать помимо армии. Все документы пишутся в нескольких экземплярах, поэтому я нашел что-то у летчиков, что-то у химиков, что-то в Генштабе и так далее. То есть довоенная история воссоздана более-менее детально. И, как ни прискорбно это признать, Советский Союз был первой страной в мире, которая создала биологическое оружие. Советский Союз начал работать по этой теме в 1926 году. Размышляли с 1922-го, а опыты в Москве, в Кузьминках, уже начались в 1926 году.


До начала Второй Мировой войны биологическим оружием занимались только японцы, но японцы для себя решили, что они ни при каких обстоятельствах не будут делать его в Японии. Когда началась в 30-х годах война в Китае, они немедленно пошли в Китай и там разработали биологическое оружие, испытывали его и так далее. А Советский Союз начал разрабатывать биологическое оружие в 1926 году и с 1926-го по 1934-й годы в столице нашей родины, в Москве был Институт биологической войны. Потом он переселился в имение Власиху под Москвой, потом он переселился в женский монастырь в Суздаль, потом на озеро Селигер, на остров Городумля. Потом началась война, переселился в Киров. Потом он начал почковаться, то есть образовался институт в Свердловске, образовался институт в Сергиевом Посаде. А потом началось раздвоение уже ведомств. К краху советской власти в 1991 году у нас было две гигантских империи биологической войны - военная и гражданская.



Марина Катыс: Лев Александрович, вышедшая ваша книга о советском биологическом оружии довольно большая, около 300 страниц, и охватывает практически всю географию бывшего Советского Союза, это и Москва, и Свердловск, и Новосибирск, и Пенза, и даже Казахстан и Узбекистан. Сколько лет вы потратили на сбор материалов для этой книги?



Лев Федоров: Лет десять. Тут немножко мне помогли. Те люди, которые убежали от советской власти, из Питера директор Института биологической войны убежал в Лондон, потом, уже когда рухнул Советский Союз, то казах уехал в свой Казахстан, а оттуда с семьей уехал в Америку, Алибеков. И один человек в Москве написал книгу, тоже эта книга помогла. Это все люди, которые лично занимались биологической войной. То, что они рассказали на Западе, уже это помогло. А еще один наш разведчик Кузьминов, который занимался, тогда это называлось диверсиями, сейчас бы это назвали терроризмом, то есть подготовкой диверсионных актов на Западе с помощью всех видов оружия, включая биологическое. У нас в Теплом Стане где-то есть их база. Вот эти люди. Так что это уже не скроешь, сейчас уже не скроешь. Но всю довоенную историю я нашел впервые, этого никто не знал.



Марина Катыс: Какое издательство выпустило эту книгу? Не боялись ли вы реакции российских властей в период подготовки к изданию книги о биологическом оружии Советского Союза?



Лев Федоров: Это издала наша общественная организация экологическая "Международный социально-экологический союз", центром которого является Москва. Боятся? Нельзя же всю жизнь бояться. В конце концов, правду нам надо знать. Ведь биологическая катастрофа, которая случилась в Свердловске (Екатеринбурге) в 1979 году, до сих пор о ней армия перед страной не отчиталась и не повинилась.



Марина Катыс: Вы имеете в виду сибирскую язву?



Лев Федоров: Сибирскую язву, которая вылетела из подземелья в Свердловске, погубила много людей, и по ней армия перед страной отчета не дала. Я упоминал о том, что первые опыты были произведены в Москве. Так вот в Москве, в Кузьминки, эти козы, овцы, лошади, на которых испытывали сибирскую язву, они там же, в Кузьминках, в лесопарке были закопаны и закопаны до сих пор.



Марина Катыс: Но, если сейчас в Москве находится могильник с животными, погибшими от сибирской язвы, пусть это было достаточно давно, до войны, московские власти знают об этом?



Лев Федоров: Да, московские власти об этом знают. То, что они не хотят искать, это уже второй вопрос.



Марина Катыс: Но ведь Кузьминский лесопарк - это вообще довольно страшное место отдыха москвичей, потому что этот парк создан на бывшем полигоне, где испытывалось химическое оружие, и, как сейчас выясняется, на этом же полигоне испытывалось биологическое оружие. Можно ли допустить массовый отдых людей на территории, где в земле находится неразложившееся химическое оружие, к тому же там же находятся могильники с сибирской язвой?



Лев Федоров: Да, Кузьминский лесопарк действительно такой опасный. По моей просьбе Алексей Владимирович Яблоков писал мэру города Москвы письмо, ответа мы не получили. Боюсь, что они недопонимают своей ответственности перед населением Москвы.



Марина Катыс: Лев Александрович, если кто-то захочет ознакомиться с вашей книгой о советском биологическом оружии с 20-х по 40-е годы, где можно ее увидеть?



Лев Федоров: На сайте "Социально-экологического союза" она уже висит неделю, и будет висеть долго. 20 обязательных экземпляров были посланы и все, кто должен был знать до публики, они уже знают.


XS
SM
MD
LG