Ссылки для упрощенного доступа

Независимая Черногория претендует на 5% союзного добра


Подгорица уже чувствует себя одной ногой в Европе. Мило Джуканович с Хавьером Соланой
Подгорица уже чувствует себя одной ногой в Европе. Мило Джуканович с Хавьером Соланой

Черногорская оппозиция отказывается признать результаты состоявшегося 10 дней назад референдума о провозглашении независимости, согласно которым большинство участвовавших в голосовании высказалось за государственную самостоятельность республики. Вчера истек срок подачи жалоб в избирательную комиссию, которая, как ожидается, в ближайшее время огласит окончательные итоги кампании. Один из руководителей Европейского Союза Хавьер Солана заявил, что контролировавший процесс волеизъявления граждан Черногории ЕС считает референдум оконченным.


Республиканская избирательная комиссия Черногории сообщила, что ей было проверено и отвергнуто 210 замечаний оппозиции, большинство из которых относились к ошибкам в избирательных списках. Проигравшие референдум политические силы, выступающие за сохранение союза с Сербией, эти списки проверили до голосования, и тогда у них никаких возражений не было. Только после того, как стали известны результаты плебисцита, оппозиция начала оспаривать и списки, и сам процесс голосования, и его итоги. Один из оппозиционных лидеров Предраг Попович объяснил, почему его соратники не намерены признавать результаты голосования: «Произошла грубая кража голосов, с которой смиряться мы не собираемся.


Мы уверены, что представленных нами доказательств достаточно. Комиссия считает по-другому. Мы действительно не можем признавать этот референдум как честное и демократическое отражение воли граждан».


Президент продолжающей пока составлять государственный союз с Черногорией Сербии Борис Тадич придерживается другой позиции. На днях он посетил черногорскую столицу Подгорицу, где заявил, что официальный Белград готов признать результаты референдума, как только они станут окончательными. «Органы власти Сербии примут в полной мере все, что утвердит представитель Европейского Союза, входящий в комиссию по проведению референдума», - отметил он.


Насколько известно, президент Тадич не возражал бы, чтобы Сербия выполнить желание черногорского руководства и стала первой страной, признавшей независимость Черногории. Однако внутриполитическая ситуация в Сербии этому не слишком благоприятствует. В отличие от президента, премьер-министр республики Воислав Коштуница до сих пор открыто поддерживал черногорскую оппозицию, а свою точку зрения обещал высказать лишь после того, как станут известны окончательные итоги референдума.


Премьер-министр Черногории Мило Джуканович (ее фактический лидер и лидер движения за отделение от Сербии) в последние дни проводит интенсивные переговоры с представителями Европейского Союза, стремясь, чтобы новая независимая страна скорее начала переговоры о вступлении в ЕС.


« Я уверен, что хорошей организацией референдума черногорское общество внесло свой вклад в еще одну победу европейской политики в регионе. Нужно вспомнить, что 15 лет назад новые государства в нашем регионе создавались военной силой. Теперь нам предстоит внимательно вести переговоры с Сербией о разъединении и определении новых двусторонних отношений. Но прежде всего мы должны очень серьезно подготовиться к продолжению переговоров о европейской интеграции. Независимость нам нужна, чтобы взять на себя полную ответственность за [ свое ] европейское будущее. Этого мы хотели, это мы получили! Мы отдаем себе отчет в том, что теперь внимание международного сообщества сосредоточено на Черногории, на том, способны ли республика принять европейские стандарты. Мы готовы заключить соглашение об ассоциации с ЕС до конца 2006 года. А потом вместе с остальными государствами региона перейти к осуществлению окончательной цели: стать полноправным членом Евросоюза», - отметил он.


Как сообщают официальные представители Евросоюза, они разработают специальные условия для проведения переговоров с Черногорией. Сербия (которая также говорит о своем европейском выборе) может рассчитывать на аналогичные встречные меры со стороны Брюсселя лишь после того, как будет арестован обвиняемый международным правосудием в совершении военных преступлений генерал Ратко Младич.


Пока же ожидается, что после официального провозглашения независимости Черногории она приступит к переговорам с Сербией о разъединении.


Как отметил министр иностранных дел Черногории Миодраг Влахович, его страна намерена строить с соседкой «самые лучшие отношения. Мы уверены, что существует такой обоюдный интерес. После провозглашения независимости нужно будет сделать все, чтобы мы остались жить вместе. Но, конечно, Черногория должна быть равноправной с Сербией, статус наших отношений не должен зависеть от того, кто находится у власти в Белграде или Подгорице. А споры - их можно затевать по любому вопросу, если нет доброй воли. Я не думаю, что у нас существует длинный список проблем. Нельзя забывать об исторической важности сербско-черногорских отношений. Нам нужно вести себя ответственно».


Как полагают наблюдатели, в отношениях Сербии и Черногории остается немного спорных вопросов – ведь две республики уже долго функционировали как фактически независимые образования и основное имущество общего государства уже разделено. Осталось поделить лишь здания посольств за границей в примерной пропорции 95 к 5.


XS
SM
MD
LG