Ссылки для упрощенного доступа

11 международная выставка "Арх-Москва"




Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Анна Колчина.



Дмитрий Волчек: Темой 11 международной выставки «Арх-Москва» стала звездная архитектура. Как объясняют кураторы выставки, в этом году представлена одна из самых больших экспозиций проектов звезд мировой архитектуры. Среди участников «Арх-Москвы» Норман Фостер, Эрик ван Эгераат и Даниэль Перро. За несколько дней выставку посетило более 30 тысяч человек. Рассказывает корреспондент Свободы анна Колчина.



Анна Колчина: На «Арх-Москве» в этом году легко потеряться. Все четыре этажа Дома художника заняты разными экспозициями, участвует 69 архитектурных бюро. Директор «Экспопарка», постоянного организатора «Арх-Москвы», Василий Бычков на пресс-конференции, посвященной открытию выставки, попытался рассказать, что же будет происходить на «Арх-Москве».



Василий Бычков: Все залы, все углы и закоулочки заняты чем-нибудь. На антресольном этаже располагается традиционно кураторский проект и экспозиция «Золотое сечение», экспозиция Союза московских архитекторов, номинантов на премию «Золотое сечение». Дальше основная часть экспозиции, то есть раздел «Арх-каталог», «Архитектурная зона», раздел «Интерьер-дизайн» и акция «Жилье». Наверху «Свет в архитектуре», раздел «Детали» и специальный проект. На третьем этаже в разделе «Специальная экспозиция» архитекторы Норман Фостер, Доминик Перро т Эрик ван Эгераат.


«Архстояние» - в конце лета предполагается такой фестиваль в деревне Никола-ленивец, там будет архитектурный фестиваль под открытым небом, где известные архитекторы покажут свои инсталляции. Хорошая традиция, что в рамках «Арх-Москвы» можно услышать, посмотреть, поприсутствовать на лекциях известных мировых архитекторов. Ну и как всегда будут вручены дипломы лауреатам в номинациях «Лучшее здание», «Лучший дизайн-объект», «Лучшая архитектурная экспозиция», «Лучший некоммерческий проект», «Архитектор года».



Анна Колчина: Запутаться среди множества экспозиций, презентаций проектов на «Арх-Москве» очень легко. Правда, при входе посетителям выдается специальный план выставки, который поможет найти то, что он ищет. Тема выставки в этом году «Звездная архитектура». Кураторы объяснили, что название это вызвано большим количеством звезд мировой архитектуры, участвующих в выставке. В то же время, говоря о звездной архитектуре, мы представляем себе какие-то космические объекты, небоскребы и архитектуру будущего. Продолжает один из кураторов «Арх-Москвы» Владислав Савинкин.



Владислав Савинкин: Какие-то новые технологии, которые дарит нам космическая архитектура, которая стремится к звездам. Это самые высокие небоскребы, самые высокие здания, которые в общем-то все появляются и будут появляться в Москве. Это та тайна архитектурная, тайна космоса, которая до сих пор существует.



Анна Колчина: Кураторы выставки говорят о небоскребах и унитазе Фостера.



Владислав Савинкин: Архитектор - он же и дизайнер, и он не стесняется проектировать дверную ручку, а не только высотные сооружения.



Владимир Кузьмин: И поэтому очень жаль, что на экспозиции отсутствует унитаз Нормана Фостера, который мы очень хотели поставить как небоскреб.



Анна Колчина: Что касается космической архитектуры, то в «Арх-каталог» вошел один очень интересный проект – Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья» разработала проект православного монастыря на околоземной орбите. А теперь о небоскребах. На выставке представлено несколько проектов Эрика ван Эгераата. Сейчас голландский архитектор работает над строительством огромного развлекательного центра в Сургуте. Но его главным проектом в России пока считается «Город столиц». Комплекс расположится в московском деловом центре Москва-Сити.


Эрик ван Эгераат прославился экстравагантной архитектурой. «Город столиц» – это два небоскреба высотой 73 и 62 этажа со стеклянными спиралями и нависающими углами. Башни строятся как символы Москвы и Петербурга. Так что если надоест постоянно выбирать между Москвой и Петербургом, можно жить в апартаментах в «Москве», а на работу ходить в соседнее здание «Петербург». Комплекс совмещает в себе офисные пространства и квартиры. В «Москве» архитектор обещает применить новейшие технологии, а также необычные лифтовые механизмы. Предварительно стоимость проекта оценивалась в 250 миллионов долларов. Так же известно, что изначальный проект «Город столиц» подвергся изменению, и сейчас его дорабатывает американское архитектурное бюро.



Эрик ван Эгераат: Вы не сможет строить в России хорошо, если вы не понимаете, что происходит в этой стране. Так же ошибкой западных архитекторов является имитирование русского стиля. Очень важно сотрудничать с российскими архитекторами, перенимать опыт друг у друга, обмениваться идеями. Вас же не удивляет, что российским потребителям может нравиться то, что сделано в Германии или Японии. Проектирование может включать в себя любой подход. Несложно понять, что можно сделать много всего интересного как в России, так и в странах Восточной Европы. Конечно, приятно ощущать себя частью этого.


Но когда я говорю со своими коллегами о России и проектах здесь, мнение такое, что гладко здесь все далеко не всегда. Не так сложно сделать проект, все сложности начинаются, когда дело касается строительства. Каждый, кто работает, понимает, что не всегда хорошие проекты заканчиваются строительством красивых зданий. Действительно, в России существует проблема строительства качественных зданий, и я думаю, что если вы спросите российских архитекторов, они со мной согласятся. Но могу сказать, что в последнее время качество строительства улучшается – об этом можно судить по выставке.



Анна Колчина: Голландский архитектор принимал участие в конкурсе на проектирование нового здания Мариинского театра в Санкт-Петербурге, но выиграл его французский архитектор Доминик Перро. Лекция Доминика Перро прошла в один из дней работы «Арх-Москвы». Кроме проекта Мариинки он представил проект университета в Сеуле, два небоскреба в Вене и теннисный корт в Мадриде. Еще одну очень интересную лекцию прочитал Том Мейн, последний лауреат Притцкеровской премии по архитектуре.


Что Москве принесет звездная архитектура – остается только догадываться. Но если вспомнить прошлогодний проект «Арх-Москвы» «Х-files», все может оказаться очень неожиданным. В прошлый раз архитектурные бюро раскрыли свои «секретные материалы», и у москвичей появилась возможность узнать, каким мог бы стать город, если бы все застройки воплотились в жизнь. Однако от замыслов до реализации традиционно пролегает огромная дистанция.


XS
SM
MD
LG