Ссылки для упрощенного доступа

Выставочный зал. «Кабинет драгоценностей Августа Сильного» в Оружейной палате


Лиля Пальвелева: «Выставочный зал» - передача Радио Свобода о художественных, исторических и научных музеях и галереях.


Коллекцию сокровищ под названием «Кабинет драгоценностей Августа Сильного» из дрезденского музея «Зеленые своды» в Москву уже привозили. Было это сразу по окончании Второй мировой войны, и находились старинные драгоценности в недрах Гохрана, так что, тогда их мало кто видел. Более того, мало кто вообще знал, что эти художественные ценности в Москве – режим секретности!


Сейчас 40 предметов из знаменитого собрания саксонских курфюрстов в российскую столицу привезли на выставку, то есть для всеобщего обозрения. Проект приурочен сразу к двум знаменательным датам – двухсотлетию музеев Московского Кремля и восьмисотлетию Дрездена. Как выразился на открытии выставки директор «Зеленых сводов» Дирк Зюндрам, его музей и Оружейная палата относятся к одной и той же музейной семье.



Дирк Зюндрам : Это величайшие исторические собрания, которые сохранили свою первозданность. Они и сегодня существуют в таком же виде, как и века назад, являясь неотъемлемой частью мирового культурного наследия.



Лиля Пальвелева: На то, что немецкая коллекция на редкость целостная, обращает внимание и Зельфира Трегулова, заместитель директора Музеев Московского Кремля.



Зельфира Трегулова: Эта выставка показывает тип королевского собрания, которое называется «Кабинет драгоценностей». Дрезденское собрание – самый яркий, знаменитый и полный на сегодняшний день вариант такого собрания. Так случилось, что это собрание открылось как музей 286 лет назад. Это одновременно и один из старейших музеев Европы. Несмотря на все исторические катаклизмы, а их было немало, это собрание сохранилось, как не удивительно, почти полностью, лишь слегка пострадав за эти прошедшие три столетия и то скорее от продаж, а не от каких-то серьезных действий.



Лиля Пальвелева: Но неужели коллекция Августа Сильного совсем не пострадала даже в феврале 1945, когда из-за массированных бомбардировок Дрезден был буквально стерт с лица земли?



Зельфира Трегулова: Так получилось, что она уцелела. Коллекция была какое-то время в Советском Союзе. В 1958 году она была возвращена в Германию и экспонировалась в помещении так называемого Альбертинума. Осенью 2006 года коллекция вновь будет показана в Дрезденском замке, в отреставрированных помещениях Дрезденского замка. Она будет воссоздана такой, какой она была до войны, в принципе, такой, какой она была в давние времена. Надо сказать, в этом тоже состоит уникальность этой выставки. Потому что на нее привозят экспонаты, которые, действительно, являются центральными с теми самыми экспонатами, которые составляют славу этого собрания. После того, как откроется постоянная экспозиция, в таком виде эта коллекция не будет выдаваться. Будут выдаваться на зарубежные выставки только отдельные экспонаты.



Лиля Пальвелева: Среди экспонатов для российского зрителя особый интерес представляют два парадных портрета на эмали. Черты одного лица узнаешь тотчас же - это Петр Первый. Но кто изображен на другом, довольно большой величины, медальоне? С лицом совершенно европейским, со взглядом живым и проницательным? Изумимся надписи на этикетке: «портрет царевича Алексея Петровича». Мы то представляем его по хрестоматийной картине Ге, да по классическому советскому фильму - долговязым, нескладным, с узким лбом и жидкими прилизанными волосами, а здесь – ладный красавец в расцвете сил.


Автор обоих портретов – придворный эмальер Августа Сильного Георг Фридрих Динглингер. В доме его брата, тоже ювелира, Петр Первый не раз останавливался во время своих приездов в Дрезден. Подолгу бывал здесь и царевич, в конце концов, женившийся на воспитаннице супруги Августа Сильного, принцессе Софии Шарлотте Брауншвейг-Вольфенбюттельской.


А вот саксонскому курфюрсту в Москве побывать не довелось. Теперь историческая справедливость восстановлена, заявляет Дирк Зюндрам.



Дирк Зюндрам : Я воспринимаю эту выставку как запоздалый государственный визит Августа Сильного, короля Польши и Литвы и курфюрста Саксонии ко двору Петра Великого. История по разным причинам и в силу разных обстоятельств препятствовала такому визиту, а сегодня он таким вот образом осуществляется.



Лиля Пальвелева: Августа Сильного называли еще Августом Великолепным. Несомненно, коллекционирование сокровищ было его страстью. За так называемый «белый саксонский алмаз» он не пожалел 200 тысяч талеров - стоимость 2 тонн золота. Самые лучшие, редчайшие бриллианты, изумруды, рубины и прочее, и прочее выкладывались как плотная мозаика, камень к камню. Получались сияющие гарнитуры бытового, подчеркнем, назначения, в которые входили эгреты для шляп, эполеты, ордена, подвески, запонки, пряжки. Таким было ювелирное искусство эпохи позднего Барокко, подчеркивает московский куратор дрезденской выставки Елена Михайлова.



Елена Михайлова: Это пышный репрезентативный стиль, то есть стиль барокко наиболее отражал идею абсолютизма – все самое, самое, самое. Вы здесь его и видите. Причудливые формы, яркость, пышность.



Лиля Пальвелева: А еще – сочетание в одном предмете самых разнообразных материалов. Это в более поздние времена соседство поделочных, полудрагоценных камней с драгоценными расценивалось как проявление дурного вкуса, а в конце XVII – начале XVIII веков такое было в порядке вещей, лишь бы изделие позатейливее выглядело. Барокко тяготело ко всему необычному, способному вызвать веселое изумление. Елена Михайлова склоняется над особой витриной с маленькими декоративными фигурками.



Елена Михайлова: Мы видим здесь фигурки реальных животных - это отдыхающий козел, и мифологическое существо - чудесный морской единорог. Цоколь его украшают эмалевая миниатюра – Андромеда, прикованная к скале, Бахус или вакх на бочке, стражник с алебардой с собачкой и мавр с угольно-черным лицом туловом которого является самая крупная из известных в «Зеленом своде» жемчужин.



Лиля Пальвелева: Жемчужина огромна, с кулачок младенца, и природной формы. Ювелиры любили угадывать в неровностях и изгибах необработанного материала живое дыхание плоти. Так туловище козы – неровная грушевидная жемчужина, к которой приделаны золотые ноги, хвостик и голова. А из чего сделана действительно угольно-черная голова мавра?



Елена Михайлова: Из некоей массы пластической сложного состава. Это не камень, не дерево – это масса на основе смол, которые раскрашены.



Лиля Пальвелева: В другом конце зала тоже есть скульптурное изображение двух императоров. Это по эпохе и по стилю сопоставимые вещи или нет?



Елена Михайлова: Абсолютно сопоставимые. Потому что в это время обращаются к самым разным материалам, более необычным, чем в предыдущее столетие – здесь и борочные жемчужины, и благородные камни, цветные, прежде всего, разновидности ониксов, там и яшма, и халцедоны, и сфериты, и гелиотропы. И по сюжетам здесь не только античные сюжеты. Интерес к ним в эпоху Ренессанса в начале XVIII века очень велик. Все читают жизнеописание 12 цезарей. Все сравнивают и строят свою жизнь в подражании им. Четыре фигурки конкретных императоров Август покупает. Он их любит. Там два брата Тит и Домициан – один причислен к сонму богов, а второй, извините, убит, потому что сам был жестоким убийцей. Эти вещицы, которые говорят о желании познать мир, найти грань между фантастическим и реальным, изучить его. По-моему, это все в рамках и в русле одного периода очень хорошо уживалось и отражало вкусы и интересы человека, который вырывается из эпохи Средневековья и хочет узнать все и вся – и природу, и божественное, и прошлое, и будущее, и строить свою жизнь как-то иначе.



Лиля Пальвелева: По словам Зельфиры Трегуловой, выставка «Кабинет драгоценностей Августа Сильного» является звеном в цепи ей подобных.



Зельфира Трегулова: Эта выставка является третьим проектом из большой выставочной программы «Королевские, императорские сокровищницы в Кремле», которую мы инициировали два года назад, и показали уже сокровищницы Лувра, сокровищницы из Вены из Музея истории искусства. Это третий проект. В каждом из этих проектов мы показываем знаменитейшее музейное собрание мира, которое по типу сходно с нашим, а именно это сокровищница. Мы показываем разные исторические варианты сокровищниц, как то частную коллекцию Людовика XIV как с выставкой в Лувре, или кунсткамеру как с выставкой из Музея истории искусств Вены.



Лиля Пальвелева: А «Кабинет драгоценностей Августа Сильного» искусствоведы называют «протомузеем». Для своих раритетов курфюрст оборудовал специальные помещения, заботясь о том, чтобы экспонаты смотрелись как можно более эффектно. И самое главное – допускал в «Зеленые своды» посетителей, что было неслыханным по тем временам новшеством.


XS
SM
MD
LG