Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Путин отчитался перед Госдумой о деятельности правительства


Владимир Путин выступает перед Госдумой, 6 апреля 2009
Владимир Путин выступает перед Госдумой, 6 апреля 2009

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Любовь Чижова, Данила Гальперович.

Андрей Шарый: Сегодня премьер-министр России Владимир Путин впервые выступил в Государственной Думе с отчетом о деятельности о правительства. Премьер-министр представил разработанную его кабинетом антикризисную программу, а также проект предусмотренного бюджета на 2009 год. Владимир Путин отметил, что на борьбу с последствиями финансового кризиса будет направлено до 3 триллионов рублей. По словам премьера, приоритет антикризисной политики правительства - продолжение реализации всех социальных программ.

Данила Гальперович: Владимир Путин появился в зале заседаний Государственной Думы немногим позже полудня и после короткой преамбулы спикера палаты Бориса Грызлова приступил к докладу об итогах работы правительства за 2008 год и о содержании антикризисной программы кабинета министров. По словам Путина, у российской экономики кризис есть свои нюансы, но кризис пришел в Россию извне, и хорошо еще, что государство успело накопить денег, чтобы смягчить его удар.

Владимир Путин: Могла ли Россия остаться в стороне от кризиса или полностью избежать его негативных последствий? Конечно, нет. Это просто невозможно. Это иллюзия. Проблемы возникли не у нас и не по нашей вине, это очевидно, с этим никто не спорит, но затронули практически всех. Вместе с тем кризис обострил и наши известные проблемы - зависимость от внешней конъюнктуры, слабую диверсификацию, дефицит так называемых длинных денег. Мы были вынуждены парировать сразу два удара: первый - собственный финансовый кризис, который вызвал отток капитала, потому что сами западные экономики столкнулись с дефицитом ликвидности и деньги просто туда уводили.

Данила Гальперович: Как это теперь принято, премьер сравнил ситуацию во время начала кризиса с 90-ми годами.

Владимир Путин: Однако представьте себе, что могло бы произойти, если бы Россия вошла в период экономических неурядиц такой, какой она была еще несколько лет назад, обремененной огромным внешним долгом, с тромбами неплатежей, систематическими и массовыми задержками выплат заработных плат, пенсий, веерным отключением электроэнергии.

Данила Гальперович: Иногда премьеру задавали достаточно актуальные вопросы, что называется, по наказу избирателей, как это сделал, например, депутат от ЛДПР Сергей Иванов.

Сергей Иванов: Вы прекрасно знаете, что цена на нефтепродукты упала очень сильно, более чем в три раза. Между тем, на заправках мы не увидели подобного снижения цены на бензин. И когда вы говорите об эффективности нашего производства, даже если наши рабочие будут работать суперэффективно, даже если мы закупим самое современное оборудование, все равно у нас северная страна, у нас огромные территории. В связи с этим вопрос: может быть правительство все-таки подумает над введением соответствующих регуляторов внутренних цен на топливо? Потому что те страны, где нет этого, они, конечно, зависят, но у нас есть и нефть, и газ. И почему наша страна должна и наши граждане зависеть от конъюнктуры на мировом рынке?

Данила Гальперович: Владимир Путин в ответ уклончиво сказал, что подумать над этим надо. Рассказывая об антикризисных мерах, премьер уверял депутатов в том, что денег, выделяемых на борьбу с кризисом, а это около 3 триллионов рублей, будет достаточно, чтобы справиться с трудными временами. По словам главы правительства, новые газо- и нефтепероводы будут строиться и дальше, золотовалютные резервы Центрального банка понемногу растут, да и вообще можно сказать, что Владимир Путин оптимистично смотрит и в прошлое, и в будущее. Он сказал, что в 2008 году российская экономика росла, развала банковской системы уже удалось избежать, а его подчиненные - министры - стараются изо всех сил. Несколько другого мнения придерживается лидер Компартии России Геннадий Зюганов, выступавший сразу после ответов Путина на вопросы депутатов.

Геннадий Зюганов: Посмотрите, как вам Кудрин выхолостил все стройки, даже те, которые вводные, куда деньги вложили, которые завтра будут отдавать, и то выкинул! Зачем вы дали ему такую власть? Он не в состоянии такой властью... То же самое у Сердюкова, который ни одного дня не служил в армии, толком не был командиром батальона, он проводит реформу, от которой зависит безопасность страны на многие годы вперед. Это касается и угадайки, которую Фурсенко вводит в нашей школе, лучшей классической, русской, советской школе, общепризнанной, ректоры все против, учителя против, педсоветы против. Каким образом министры могут это реализовывать, когда общественность против? Только, видимо, с вашего согласия. Я бы их давно выгнал. Если не выгоните, они нас всех утопят.

Данила Гальперович: Упомянутые министры, сидевшие в правительственной ложе в полном составе, не выразили сильных эмоций по поводу услышанного: они, очевидно, понимают, что по крайней мере сейчас их судьба не зависит от слов лидера коммунистов.
Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский вышел на трибуну вслед за Зюгановым и выступил в несвойственном ему амплуа. Вместо того, чтобы снизить эффект от явно не доставившей премьеру удовольствия критики со стороны лидера коммунистов, вождь ЛДПР раскритиковал партию самого же Владимира Путина.

Владимир Жириновский: Кончилась монополия на доллар, монополия одной страны. А что делают в России? Создают монополию одной партии. Слушайте, весь мир уже от монополии устал, все поняли, что нужен баланс сил. Монополия на власть погубила царя, его предали все - депутаты, министры, генералы, третье охранное отделение. СССР сдали кто? Депутаты, губернаторы - все сдали советскую власть! И причина, Владимир Владимирович, в обоих случаях - сгнила царская элита: депутаты, помещики, дворяне, офицеры, казачество. Советская элита сгнила. Поэтому вовремя нужно от гнилья освобождаться. Когда одна партия доминирует, хлопает надо и не надо, она будет хлопать и в Советском Союзе хлопали, захлопают все, что угодно! Тогда невозможно побороть монополию в экономике. А без борьбы с монополиями в экономике невозможно победить коррупцию, а без борьбы с коррупцией мы ничего не сможем сделать.

Данила Гальперович: Наблюдатели знают, что Владимир Жириновский обычно тонко чувствует конъюнктуру и просто так рисковать не будет. Поэтому открытое нападение на партию власти, возможно, было обосновано тем, что "Единой Россией", по слухам, не слишком доволен и сам премьер. Во всяком случае, Путин фактически процитировал слова Жириновского о том, как дважды развалили страну, в своем заключительном слове. Дума же после всех выступлений и ответов на вопросы отчет премьера и антикризисную программу одобрила, а за изменения в бюджет текущего года проголосовала в первом чтении.

Андрей Шарый: Ведущие российские экономисты анализируют выступление главы российского правительства перед депутатами Госдумы. Многие эксперты отмечают что в первую очередь в реформировании нуждается российская политическая система, а также обращают внимание на отсутствие разумной социальной политики, гибкого рынка труда и инноваций в производстве.

Любовь Чижова: Владимир Путин в своем выступлении перед депутатами Госдумы сообщил о "свете в конце тоннеля". По его мнению, последствия кризиса в России могли бы быть гораздо серьезнее, если бы не грамотные действия властей. Руководитель центра социальной политики института экономики Российской Академии наук Евгений Гонтмахер оценивает эффективность экономической деятельности Владимира Путина на "троечку", и объясняет, почему.

Евгения Гонтмахер: Когда Путин был президентом, он определял действительно во многом экономическую политику правительства. Давайте вспомним, как он по понедельникам вызывал к себе всех основных министров, премьер-министров и с ними все это обсуждал. То есть он был в курсе. В краткосрочной перспективе та политика экономическая, которая проводилась до кризиса и когда он был президентом, я бы ее оценил где-то по пятибалльной системе между тройкой и четверкой. Потому что она была направлена на решение конкретных краткосрочных проблем. Решались они в основном, конечно, за счет денежных вливаний, за счет этих огромных цен на нефть, газ и так далее. Накопилось очень много проблем, прежде всего структурных, конечно. Это нефтяное отравление страны стало сказываться, ведь все более и более отставал в развитии остальной сектор нашей экономики. Когда вдруг грянул кризис, здесь, конечно, предъявить Путину какие-либо претензии трудно, но оказалось, что вот этот груз нерешенных проблем придавливает очень сильно экономическую политику нынешнюю. Поэтому сейчас экономическая политика его уже, Путина, как премьер-министра, она, конечно, носит характер пожарной команды. Ее можно оценить тоже где-то в районе тройки, потому что есть удовлетворительные вещи, например, все-таки смогли пока избежать во всяком случае кризиса банковской системы, правда, немереными деньгами закрывали это дело, можно было потратить, как сейчас уже видно, меньше. Конечно, все-таки курсом рубля к доллару ведется какая-то политика, не всегда правильная, но она ведется и есть некие элементы регулирования. Но все же ситуация заключается в том, что как раз сейчас, во время кризиса, есть очень удачная возможность решить те вопросы, которые не были решены в те годы.

Любовь Чижова: В период кризиса все очевиднее становится зависимость России от "нефтяных" денег, и поэтому экономисты все активнее начинают говорить о необходимых институциональных преобразованиях. Председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс считает, что и в правительстве Владимира Путина сейчас идут дискуссии о дальнейших путях развития российской экономики.

Игорь Юргенс: Несмотря на то, что модернизация является лозунгом, общим для всех, тем не менее, есть группа людей, в том числе внутри самого правительства, которая говорит о модернизации мобилизационного типа, и вторая большая группа людей, которая говорит о модернизации институционального типа. Мобилизационная модернизация - это скорее упрощенно госкапитализм и у него есть свои сторонники. И институциональная модернизация - это скорее упрощенно умеренные либералы, которые в силу своего либерализма менее объединены, более разобщены, у них есть больше нюансов. Но лидерство этого звена нашего правительства тоже понятно и стратегически выписываемо. По факту даже правящая коалиция расходится несколько в своих экономических оценках.

Любовь Чижова: Кандидат экономических наук, президент фонда "Институт энергетики и финансов" Леонид Григорьев уверен, что россияне переживут нынешний кризис спокойнее, чем жители Европы и США. Но не из-за грамотной экономической политики власти, а потому что привыкли жить в кризисных условиях.

Леонид Григорьев: Всякий экономический кризис с падением 20-процентным промышленного производства неизбежно ведет к падению доходов экономических агентов, то есть семей, фирм и правительства. Естественно, никакие резервы, накопленные в подъем, никогда не бывают достаточны, чтобы компенсировать потери во время кризиса, снижение экономической активности. И наше положение ничуть не хуже мира, может быть лучше мира, у нас нет кризиса бюджета или государственных финансов, как это было в 1998 году, или как сейчас это происходит в Венгрии, Украине, Латвии, Аргентине, Пакистане и так далее, но мы интегрированы в мировую экономику, у нас есть серьезные банковские, серьезные промышленные проблемы. Поэтому бизнес должен адаптироваться к кризису, приспосабливаться. Семьям надо строить стратегию выживания, решения своих семейных проблем в условиях, когда будет трудно найти работу, когда придется переквалифицироваться или искать работу не по специальности. Кризис есть кризис. Но это когда-то кончается. Это не конец жизни. Я считаю, что мы лучше психологически переносим неприятности и кризис, чем Европа и США. Конечно, это слабая радость, но, тем не менее, я думаю, что это факт. У меня все-таки такое ощущение, что люди к этому кризису относятся без трагизма, серьезного трагизма, люди ищут работу, ищут способы существования, поддержания своего благосостояния в этот кризис. В этом смысле наша особенность - это то, что мы недавно перенесли кризисы и мы живучи, чем остальной мир. Будем по крайней мере этим наслаждаться.

Любовь Чижова: Свое видение развития событий в стране ведущие экономисты изложили в книге "Стратегии социально-экономического развития России - влияние кризиса", которая вышла в Москве.

XS
SM
MD
LG