Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. C чем возвращается президент Обама в Вашингтон? Российский эксперимент Соединенных Штатов. Пентагон готов открыть больше правды о войне


Сегодня в Америке

Юрий Жигалкин: C чем возвращается президент Обама в Вашингтон? Российский эксперимент Соединенных Штатов. Пентагон готов открыть больше правды о войне. Таковы некоторые из тем рубрики "Сегодня в Америке", у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.
Накануне возвращения президента Обамы из первого европейского турне, рассматривавшегося американскими наблюдателями, как серьезное политическое испытание нового президента, комментаторы, по большому счету, говорят лишь об одном очевидном достижении президента: ему удалось представить европейцам более привлекательный имидж Соединенных Штатов. Кстати, так считает и подавляющее большинство американцев. Согласно свежему опросу общественного мнения, 67 процентов респондентов считают, что Барак Обама вызывает уважение у зарубежных лидеров. Но важные конкретные цели в экономической области, в области безопасности, поставленные перед поездкой президентом, остались невыполненными. Вот что сказал в интервью Яну Рунову известный американский политолог.

Ян Рунов: По мнению научного сотрудника вашингтонского Института Катона Мариана Тупа, положительным результатом участия президента Обамы в саммитах можно считать общее улучшение американо-европейских отношений. Что же касается реальных достижений и конкретных договоренностей, то они пока не очень заметны.

Мариан Тупа: В том, что касается встречи "большой двадцатки", то внушает надежды осуждение протекционизма. Хорошо, если в будущем все страны "двадцатки" будут придерживаться своих обязательств и не станут препятствовать мировой торговле протекционистскими мерами. Трудно согласиться с идеей предоставления одного триллиона долларов Всемирному банку и Международному валютному фонду. Страны, которые активно берут займы и залезают во все новые долги, будут просить еще больше и будут себя вести еще более безответственно, когда у Всемирного банка и МВФ появятся дополнительные средства.
Главной целью президента Обамы было наладить контакты с европейскими правительствами и улучшить имидж Америки в глазах европейской общественности. Его призыв к созданию безъядерного мира произвел впечатление, несмотря на всю нереалистичность этого предложения. Думается, Обама рассчитывал, что потепление отношений с европейской общественностью поможет правительствам европейских стран оказать Америке более существенную военную поддержку в Афганистане. Но пока мы не видим большого желания европейцев активизировать свое участие в борьбе Афганистана против "Аль-Каиды" и "Талибана". Дополнительные 5 тысяч солдат - слишком мало для оказания помощи Соединенным Штатам в этой стране.

Ян Рунов: А как вы расцениваете переговоры президента Обамы с Европейским союзом и рекомендацию включить, наконец, Турцию в этот союз?

Мариан Тупа: Мое мнение: Турция должна стать членом Европейского союза, поскольку это единственная в мусульманском мире демократическая страна. В то же время мне не кажется, что мы, США, вправе оказывать давление на Европу в этом вопросе. Это внутреннее дело европейцев. Нам следовало бы избегать высказываний по поводу каждой европейской проблемы и мировой проблемы.

Ян Рунов: Итак, каковы общие достижения поездки Обамы?

Мариан Тупа: Я думаю, у саммита "большой двадцатки" результаты смешанные. Саммит Европейского союза можно назвать более успешным, если говорить лишь об улучшении имиджа США в глазах европейцев. Кажется, теперь Западная Европа более дружественно настроена по отношению к США, чем во времена Буша. Пропагандистскую кампанию Обама провел хорошо. Но что касается конкретных политических результатов, то хотелось бы гораздо большего.

Ян Рунов: Это был Мариан Тупы из Института Катона.

Юрий Жигалкин: Американо-российское заявление о готовности приступить к дальнейшему сокращению ядерных арсеналов стало одним из редких конкретных результатов нескольких саммитов с участием президента Обамы. Однако, как считает профессор Маршалл Голдман, содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета, американо-российское сближение пока находится на стадии раннего эксперимента, в котором больше заинтересован Вашингтон.

Маршалл Голдман: Барак Обама идет на риск, пытаясь перекроить российскую стратегию Джорджа Буша. Суть того, что он пытается сделать, базируется на здравом смысле. Обама призывает российского президента подвести черту под прошлым, остановиться и подумать о том, почему две страны не могут строить отношения, основываясь на здравомыслии и признании общности интересов. Ради этого он, судя по всему, готов уступить в вопросах противоракетной обороны. Президент Обама берет инициативу в американо-российских отношениях и рассчитывает на адекватный ответ со стороны Москвы. Такое, надо сказать, не часто случается.

Юрий Жигалкин: Как вы считаете, какой ответ будет совершенно неприемлемым для настроенной дружески по отношению к России американской администрации?

Маршалл Голдман: Неприемлемым будет, например, стремление Москвы подчинить Украину и Грузию или новые заявления об установке ракет в Калининградской области или других местах. По большому счету, неприемлемой будет попытка вести политику с позиции силы: дескать, американцы пошли на уступки, мы берем верх. Вашингтон ждет от Москвы отказа от ее конфронтационного подхода. Если этого не произойдет, то эксперимент, боюсь, прекратится.

Юрий Жигалкин: Такова американская оценка итогов европейского турне президента Обамы.
Вкратце - о некоторых из новостей дня и об отказе Пентагона от попыток скрыть неприятную правду.
Смертность на американских дорогах упала до самого низкого за 48 лет уровня. 37 тысяч человек погибли в прошлом году в результате аварий, на 9 процентов меньше, чем годом раньше. По словам специалистов, главные причины - меньшее число автомобилей на дороге, автовладельцы проводят почти на 4 процента меньше времени за рулем и рост популярности ремней безопасности, пренебрежение которыми стало значительно более накладной привычкой во многих штатах, повысивших штрафы за отказ от использования ремней.
Ожирение становится болезнью малышей, предупреждают американские медики. Согласно масштабному исследованию, среди четырехлетних американцев 20 процентов, каждый пятый, страдает ожирением. Наиболее распространена проблема среди детей индейцев, около 30 процентов страдают от излишнего веса, 22 процента детей афроамериканцев подвержены ожирению. Пытаясь объяснить феномен, эксперты говорят о генетической предрасположенности и о низких доходах, которые ограничивают доступ многих семей из числа этнических меньшинств к овощам и фруктам. Эта проблема может иметь гигантские последствия через несколько десятилетий, когда меньшинства станут большинством в США.
Пентагон дает право журналистам освещать то, что им запрещалось освещать почти 20 лет. Журналистам разрешено присутствовать на траурных церемониях, которыми встречают останки американских солдат, погибших за рубежом.

Владимир Морозов: Гроб с телом погибшего за рубежом солдата обычно доставляют на военно-воздушную базу Дувр в штате Делавэр. В этот раз, если не считать присутствия двух десятков репортеров, процедура шла по заведенному порядку. Для встречи останков погибшего на взлетном поле собрались его родственники. Военный капеллан майор Клавенс Ноел читает короткую молитву. 8 солдат в парадной форме и белых перчатках несут гроб от Боинга-747 к машине. Тишину нарушают только щелчки фотокамер.
Как отнеслись к присутствию репортеров на траурной церемонии другие родители? Говорит Карен, мать погибшего в Ираке лейтенанта Кена Балларда.

Карен: Я хочу, чтобы мою скорбь разделила вся страна. Люди должны знать имена погибших солдат. Кен был моим единственным сыном. Его уже не вернешь. Но мне было бы немного легче оттого, что другие тоже видят почетный караул, который встречает останки моего сына.

Владимир Морозов: После разрешения Пентагона последнее слово остается за семьей погибшего. Именно у нее должен испросить разрешение репортер, который хочет участвовать в траурной церемонии. Первой этой скорбной чести удостоилась семья Майерс из города Хоупуел, штат Вирджиния. Майерсы дали журналистам разрешение, но предупредили, что не будет никаких интервью и их самих фотографировать не нужно. 30-летний сержант Филипп Майерс погиб 4 апреля этого года, подорвавшись на мине в афганской провинции Хелманд.
Новый порядок не одобрил капитан в отставке Винс Рангел.

Винс Рангел: Когда они прибывают на самолете, им оказывают все положенные погибшим почести. Как и солдатам из моего взвода, которые были убиты во Вьетнаме. Зачем нужны журналисты! И без них семья и друзья знают имена погибших, которые никогда не были для них просто гробами, обернутыми в американский флаг.

Владимир Морозов: Запрет на присутствие журналистов ввел президент США Джордж Буш-старший в 1991 году во время войны в Персидском заливе. Власти объяснили запрет стремлением оградить членов семей погибших от назойливого любопытства посторонних людей. Но критики тут же заявили, что цель Белого дома - ограничить информацию о военных потерях. И вот правительство Барака Обамы сняло запрет.
Трем членам семьи покойного, где бы они не жили, перелет до военной базы Дувр для участия в траурной церемонии, как и прежде, оплачивает Пентагон.
XS
SM
MD
LG