Ссылки для упрощенного доступа

Безработица - одна из самых тяжелых составляющих экономического кризиса для россиян


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.

Александр Гостев: Безработица, по мнению российских аналитиков, будет одной из самых тяжелых составляющих экономического кризиса для россиян. Между тем, те, кто отвечает в России за принятие экономических решений, смотрит на вопрос о занятости населения с оптимизмом и уверяют, что все будет хорошо. Сегодня по просьбе Радио Свобода на тему безработицы высказался помощник президента России Аркадий Дворкович. А известные экономисты прокомментировали его слова.

Данила Гальперович: Помощник президента России по экономике Аркадий Дворкович уверен, что с безработицей российская власть справится точно так же, как она намерена справиться с инфляцией и возможным развалом банковской системы страны - успешно и в короткие сроки.

Аркадий Дворкович: Думаем, что ситуация на рынке труда стабилизируется постепенно. Пока еще нет, пока еще мы стабилизации здесь не достигли, но рассчитываем, что к концу второго квартала мы можем надеяться на прекращение или резкое замедление роста безработицы. И мы, я думаю, все-таки не должны превысить те показатели, которые у нас были в начале пути, скажем так, я имею в виду в тот момент, когда начала снижаться безработица в этом десятилетии. У нас был высокий уровень безработицы, вы помните об этом, и мы год за годом его снижали, создавая новые рабочие места. Сегодня мы пока еще даже не достигли самых высоких цифр, которые у нас были, и думаем, что не должны достигнуть, сможем ситуацию стабилизировать.

Данила Гальперович: При этом будущее российской сферы занятости Аркадию Дворковичу кажется почти радужным - по его словам, денег на борьбу с безработицей выделяется немало, а граждане достаточно быстро должны научиться искать работу по всей территории самой обширной в мире страны.

Аркадий Дворкович: Речь идет о создании сотен тысяч рабочих мест или их сохранении хотя бы на временной основе, а также о переобучении персонала, создании возможности для получения дополнительного образования, причем не просто так, чтобы поучиться, а чтобы потом получить конкретные позиции, должности. И предприятия берут на себя обязательства этих людей брать на работу после получения ими необходимой квалификации. Как вы знаете, у нас и был и сохраняется дефицит рабочей силы по многим специальностям. У нас действительно растет безработица, но в то же время есть дефицит конкретных специальностей. Рынок труда должен стать более гибким. Люди должны понимать, что у них есть возможность получить работу, только нужно более адекватно оценивать будущее, адекватно оценивать свои способности и возможности экономики и соглашаться, в том числе на изменение места работы, на перемену работы, а иногда и изменение места жительства, если есть возможность получить работу где-то еще. Мы на эти цели запланировали значительные ресурсы.

Данила Гальперович: Между тем специалисты в области социальной политики говорят, что российской власти нужно гораздо более серьезно задуматься над проблемой безработицы, потому что российский кризис весьма похож на западный, а вот условия, в которых он развивается, во многом сугубо местные. Такой точки зрения, в частности, придерживается бывший руководитель департамента социальной политики аппарата Правительства России Евгений Гонтмахер. По его словам, и тратить надо больше, и готовиться лучше.

Евгений Гонтмахер: Циклические кризисы западного типа отличаются тем, что там высвобождаются люди из целых неэффективным отраслей производства. Только тяжесть нашей ситуации заключается в том, что у нас этот сектор очень большой. Это реально чуть ли не половина вообще рабочих мест, которые существуют у нас в Российской Федерации, они не конкурентоспособны ни во внутреннем смысле, ни во внешнем. И вот сейчас как раз у нас ровно та же самая будет ситуация, как она происходит и на Западе. Конечно, можно искусственно задержать этот процесс, что, собственно, часто и происходит, когда губернатором там вынуждают давить на работодателя, работодатели вынуждены людей держать на этих неэффективных местах, платить им копейки по старой, знаете, нашей российской схеме: лучше занятость хоть какая-то, но будем платить 2 рубля. Но это бесперспективная ситуация, она обрубает пути вообще России в посткризисный нормальный мир, когда действительно должна быть инновационная экономика с высоким уровнем человеческого капитала, подготовки кадров. Поэтому как раз сейчас нам нужна высокая безработица, как это ни парадоксально, она нужна, и просто нужно быть к этому готовым, а не ожидать, что это вдруг начнется.
Для этого нужны другие, кстати, ресурсы, потому что те 43 миллиарда рублей, которые выделены, это копейки. Потому что у нас уже 6,5 миллионов безработных в стране. Вы вообще-то разделите эти средства даже на тех, кто зарегистрирован, это более 2 миллионов, вы получите, кстати говоря, 43 на 2 миллиона - 20 тысяч рублей. 20 тысяч рублей в год - этого не хватит даже, чтобы людям выплатить пособия, условно говоря, в течение года. А уж о мерах по переподготовке, по стимулированию, чтобы они действительно куда-то переезжали... Здесь вопрос политического выбора.

Данила Гальперович: Ученые-экономисты при этом говорят, что если Россия хочет выйти из надвигающегося на нее экономического кризиса хоть сколько-нибудь обновленной, то ей надо не держаться занятость населения. Которая и так достаточно высока, а повышать квалификацию рабочей силы. Если такая тенденция установится. То работа будет в дефиците, полагает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Евгений Ясин: В будущем нам придется считаться с тем обстоятельством, что труд должен быть квалифицированным. Просто мы должны добиться на то, чтобы цена каждого человека как носителя определенных компетенций, квалификации должна быть в разы выше, он должен быть дорогим, и он будет дефицитным. Это та ситуация, с которой до сих пор нам в нашей стране сталкиваться не приходилось. Занятость сейчас у нас в возрасте с 15 до 72 лет - 63 процента. Значительный резервов для повышения занятости нет. Я хочу обратить внимание на то, что нам предстоит добиваться более высокого уровня образования и, значит, большее количество людей в течение большего времени будут учиться, и это также будет сказываться на тех, кто смог работать.

Данила Гальперович: По мнению Евгения Гонтмахера, если на проблему безработицы и на то, что масса уволенных людей не сможет получить никакой работы, не обратить должного внимания, это грозит России серьезным социальным взрывом.

Евгений Гонтмахер: Да, мы можем административными способами, и у нас есть такие способы, к сожалению, еще пока, задержать рост показателей безработицы. Можем. Но мы поплатимся тем самым потом спонтанным бурным ростом безработицы и социальными огромными последствиями. Например, это то же самое, как замораживать цены: да, сейчас мы прикажем ценам не двигаться, но через какое-то время они так рванут, - у нас уже было так в недавней нашей истории, - что мало не покажется.

Данила Гальперович: Евгений Гонтмахер также добавляет, что лет 60 назад в советской стране тоже были способы поддерживать всеобщую занятость, но об этих способах лучше даже не думать.
XS
SM
MD
LG