За последние два месяца в Афганистане было больше погибших в бою, чем за любой аналогичный период со времени начала возглавленной США кампанией против режима талибов в конце 2001 года. Сотни сторонников бывшего режима были убиты в результате столкновений с войсками коалиции либо ударов с воздуха. Сторонники талибов также увеличили частоту и эффективность своих атак. Помимо этого, число погибших возросло и за счет мирного населения, в основном в результате действий террористов-самоубийц.
На фоне этой эскалации насилия войска НАТО готовятся перенять от коалиции, возглавляемой США, новые функции, связанные с обеспечением безопасности на юге Афганистана.
В ходе визита в Индию на этой неделе председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Питер Пейс сказал, что число погибших в южном Афганистане так высоко потому, что сторонники «Талибана» как никогда в прошлом сосредоточивают свои силы.
Тактическая проблема
«В течение последних двух месяцев», - говорит Пейс, - «талибы совершали более обширные атаки, чем в тот же период прошлого года. Проблема для талибов заключается в том, что по мере укрупнения их групп они становятся более заметными мишенями. Так что талибы – тактическая проблема для коалиции в Афганистане. Но коалиция в Афганистане – стратегическая проблема для талибов».
Вчера представитель НАТО в Кабуле Марк Лайти заявил, что журналисты не вправе характеризовать уровень насилия как самый высокий с 2001 года. Однако все согласны, что атаки талибов усилились. - «Я бы несколько подверг сомнению слово «ухудшение», - сказал Лайти. – «На мой взгляд, ситуация, вероятно, более трудная, чем в прошлом, из-за усиления атак».
В Лондоне независимый оборонный эксперт Иен Кемп заявил, что талибы попросту пытаются подорвать среди населения поддержку распространению возглавляемых НАТО Международных сил по поддержанию безопасности на территорию южного Афганистана, в провинции Кандагар и Гельманд.
«Одна из причин роста насилия – желание талибов продемонстрировать, что силы НАТО, по мере их ввода, не смогут взять ситуацию под контроль», - сказал Кемп. – «Вторая причина – желание оказать влияние на общественное мнение. Это имеет целью подорвать общественную мораль в странах, предоставляющих войска для НАТО».
Силы коалиции в режиме наступления
Как считает Амин Тарзи, эксперт Радио «Свобода» / «Свободная Европа», атаки талибов представляют собой реакцию на усиление наступательных операций НАТО и коалиции во главе с США. По его словам, есть две основных причины эскалации насилия.
«Одна из них – это наступательный характер нынешних действий коалиции», - говорит Тарзи. – «Коалиция предпринимает усилия по расчистке территории, особенно на юге Афганистана, перед тем, как ее функции в июле полностью возьмет на себя НАТО. На талибов нападают, оттого и реакция сильнее. Вторая причина – это расширение базы оппозиции, то, что я бы назвал «новым» Талибаном».
По словам Тарзи, некоторые из инцидентов, принимаемых за атаки талибов, могут на самом деле быть попытками производителей наркотиков защитить свои урожаи мака и пути доставки контрабанды.
Эмманюэль Рейнерт, исполнительный директор исследовательской группы Senlis Council, считает, что рядовые афганцы все более недовольны жертвами среди гражданского населения по вине войск. По его словам, попытки афганского правительства и его западных сторонников уничтожить посевы мака также способствуют росту симпатий к талибам в некоторых регионах.
Разочарование населения?
«Местное население совершенно утратило иллюзии в отношении деятельности правительства в Кабуле и коалиции», - говорит Рейнерт. «Оно не видит никаких перемен в своей повседневной жизни. Оно по-прежнему живет в крайней нищете. И все становится только хуже. А все, что до них доходит из Кабула – это отряды, уничтожающие их посевы, да еще гибнут дети и женщины».
Во время визита в Токио 6 июня афганский министр иностранных дел Ранджин Дадфар Спанта признал ошибки, совершенные афганским правительством и международными силами в борьбе с терроризмом. Проблема, по его словам, заключается в том, что борьба велась с террором в Афганистане, но источникам терроризма внимание не уделялось.
По словам Спанты, три важнейших задачи афганского правительства на текущий момент – это борьба с терроризмом, с производителями наркотиков и усиление эффективности правительства в Кабуле в области улучшения жизни населения.