Ссылки для упрощенного доступа

Экономическая панорама. Банковский кризис в России только начинается


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Иван Трефилов.

Андрей Шароградский: В эфире программа "Время Свободы". Ее продожит экономическая панорама. У микрофона обозреватель Иван Трефилов.

Иван Трефилов: Банковский кризис в России только начинается, и придет он из реального сектора экономики, заявил сегодня глава государственного "Сбербанка" Герман Греф. Осенью, по его словам банковского кризиса в стране как такового не было, поскольку банки не были втянуты в операции с производными финансовыми инструментами. Начальник отдела экономического анализа "МДМ-банка" Николай Кащеев эти опасения разделяет:

Николай Кащеев: Это классическая ситуация, когда первая волна финансового кризиса сменяется волной, поступающей в обратном движении из реального сектора в финансовый сектор. Речь идет, в основном, о том, что перестают должным образом обслуживаться кредиты, которые были ранее выданы. Некоторые из них просрочиваются и, вообще, по некоторым из них может быть объявлен дефолт. Соответственно, у банков в определенный момент возникают проблемы с денежными потоками, поскольку те деньги, на которые они рассчитывали, больше не поступают. Некоторые из таких активов становятся совершенно негодными, и их приходится списывать, что, соответственно, проедает капитал банков.

Иван Трефилов: По данным Центрального банка, только в феврале объем просроченной задолженности по банковским кредитам предприятий и компании вырос на 25%, а частных лиц почти на 7,5% - в целом почти до 600 миллиардов рублей. В результате ее доля в общей сумме предоставленных банками займов уже превысила 3%. Однако, по словам старшего аналитика по финансам инвестиционной компании Unicredit Securities Рустама Боташева, эта статистика истинного масштаба проблем не отражает:

Рустам Боташев: Здесь большая проблема в определениях. Официальные данные Центрального банка - 3,3% просроченной задолженности. Но по методологии Центрального банка просрочка показывает только ту порцию кредита, которая была просрочена. То есть если вы как заемщик должны были выплатить в этом месяце 3% от своего кредита, но не выплатили, то вот эти 3% будут показаны Центральным банком как просрочка. Но реально, по большому счету, нужно смотреть так, что весь кредит, который заемщик должен банку, необходимо рассматривать как просрочку. Ведь проблема, собственно, со всем кредитом, а не с этой маленькой долей, которую заемщик не выплатил. Тогда цифры будут больше. Какое соотношение между цифрами Центрального банка и цифрами, измеренными по другой методологии, я сейчас сказать не могу, но мой опыт говорит о том, что это раза в два больше - 6-7%.

Иван Трефилов: Согласно официальному заявлению руководителя Министерства финансов России Алексея Кудрина, в целом по итогам года доля просроченной задолженности по банковским кредитам не должна превысить 10%. Насколько реалистичен такой прогноз, если сегодня темпы роста просроченной задолженности, по данным Германа Грефа, ежемесячно составляют около 20% и месяц от месяца ускоряются. Николай Кащеев из "МДМ-банка" вообще не берется оценивать ни сегодняшний уровень просроченной задолженности, ни, тем более, делать прогноз по итогам года:

Николай Кащеев: Есть оценки международного рейтингового агентства Moody`s ситуации на рынке США и евро-зоны. Там по заемщикам, которые не относятся к высшей категории надежности (а таких на рынке колоссальное большинство), только уровень дефолтов - то есть окончательного неисполнения обязательств по кредитам - ожидается к концу года около 14% в США и 18% в Европе. То есть ситуация достаточно серьезная. Что касается российских заемщиков, которые значительно менее прозрачны, то здесь по просроченным, неисполняемым, необслуживаемым долгам называются самые разные цифры, в том числе, цифры чрезвычайно высокие.

Иван Трефилов: Тем не менее, в России все чаще звучат призывы к правительству и Центральному банку подумать о создании специальной структуры, которая бы занялась выкупом у банков плохих долгов по примеру США. В частности, глава "Сбербанка" Герман Греф также призвал российские власти быстрее определяться с решением этой проблемы, заметив, что страна не может продолжить рост без расчистки балансов банковской системы. Однако начальник отдела экономического анализа "МДМ-банка" Николай Кащеев видит несколько препятствий для реализации в России такого плана.

Николай Кащеев: В России есть только очень небольшой рынок ценных бумаг, которые являются воплощением кредита для американцев. Там эти бумаги обращаются на рынке и их, соответственно, можно оценить. У нас же это маленький сегмент рынка, а большое количество прямых кредитов оценить сложно. Во-вторых, это юридические сложности, поскольку в России не слишком развито законодательство, в частности, в области передачи залогов. То есть существует масса сложностей и вообще есть высокая опасность того, что такого рода активы будут рассматриваться достаточно субъективно и оцениваться недостаточно адекватно.

Иван Трефилов: Старший аналитик по финансам инвестиционной компании Unicredit Securities Рустам Боташев не отрицает, что между США и России существуют различия. Однако он допускает возможность создания такой структуры.

Рустам Боташев: В чем большая разница: если у американцев плохие активы это, в том числе, деривативные инструменты, какие-то бумажные инструменты, то в России плохие активы - это кредиты, выданные предприятиям. То есть, это гораздо лучшие активы, чем просто деривативы, поскольку с предприятий рано или поздно все-таки можно что-то получить. Как это будет сделано, я не знаю, но если внимательно посмотреть, что сейчас делает "Внешэкономбанк", Агентство по страхованию вкладов, частично ВТБ, то так или иначе они именно этим и занимаются. Получается, что отдельные случаи перехода проблемных активов на баланс государственного банка - "Внешэкономбанка" - мы уже видели. Если это сделать на его базе - почему бы нет?

Иван Трефилов: Во вторник первый заместитель главы Центрального банка Геннадий Меликьян заявил, что банк считает возможным сделать аккуратные шаги по созданию банка плохих активов. Однако при этом он оговорился, что сам к такой идее относится очень сдержанно.
XS
SM
MD
LG