Ссылки для упрощенного доступа

Президент Ингушетии продолжает удивлять соотечественников кадровыми решениями


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий.

Александр Гостев: Несмотря на все усилия, предпринимаемые главой Ингушетии Юнус-беком Евкуровым для улучшения ситуации в республике, положение как минимум не меняется. Некоторые политологи и журналисты утверждают, что дела идут все хуже и хуже. В чем же причина неэффективности нового руководства, о которой они говорят? Мой коллега, эксперт Радио Свобода по Северному Кавказу Андрей Бабицкий побеседовал с несколькими экспертами.

Андрей Бабицкий: Президент Ингушетии продолжает удивлять соотечественников своими кадровыми решениями, которые пока, похоже, не складываются в какой-то единый стратегический план по подбору команды. О недавних увольнениях и назначениях - ингушский политолог Магомед Тариев.

Магомед Тариев: Все эти назначения и отставки, они, в общем-то, где-то могут показаться сумбурными. Потому что первоначально набранная команда была в основном из бывших людей Аушева, они были уволены буквально через два месяца после назначения. Последним остался глава администрации президента Точиев. Также на этой неделе произошло назначение Калоя Ахильгова пресс-секретарем Евкурова. Это адвокат убитого владельца сайта "Ингушетия.ру" Магомеда Евлоева. Человек он московский, из московских ингушей, никогда в республике не жил и не относился ни к аушевской команде, ни в зязиковской.

Андрей Бабицкий: Главе республики удалось привлечь на свою сторону часть так называемой антизязиковской оппозиции, однако это не слишком упрочило его положение, считает Магомед Тариев. За этими людьми нет серьезной общественной силы.

Магомед Тариев: Симпатии оппозиции, конечно, ему удается завоевать, симпатии той части населения, которая считает, что люди, которые в свое время противостояли Зязикову, они идут во власть для обогащения, а не для того чтобы принести какую-то реальную пользу. Существует этот момент. Но за этими людьми нет большого опыта, и эти люди как бы не являются на сегодняшний день какими-то значимыми фигурами в республике.

Андрей Бабицкий: Собственно, отсутствие внятной стратегии и обрекает все попытки Евкурова изменить ситуацию на провал.

Магомед Тариев: Влияние Евкурова на ход событий - на сегодняшний день нельзя сказать, что оно заметно. Когда Евкуров пришел к власти, многие ожидали, что он сможет решить вопрос гражданской войны, которая идет в Ингушетии, но на сегодняшний день мы видим только ухудшение ситуации. И к постоянным боевым действиям, которые ведутся с вооруженным подпольем, прибавился огромный рост криминала. С одной стороны, Евкуров проводит политику, скажем, демократическую, он встречается с населением, проводит встречи с диаспорами, с правозащитниками, выслушивает всех, он принимает родственников похищенных, убитых, обещая им оказать какую-то поддержку, помощь в расследовании убийств. С другой стороны, Евкуров делает очень жесткие заявления, что он разделяет ингушей на три категории: тех, кто ничего не делает, тех, кто вредит, и тех, кто помогает вредителям. Проводятся большие спецоперации на территории Ингушетии. Была введена зона контртеррористической операции в ряде сел Сунженского района. Эта ситуация сегодня необъяснима с той точки зрения, что невозможно сказать, что то, что делает Евкуров, это правильно, или то, что он делает, это неправильно. Он просто принимает какие-то сиюминутные решения на какие-то возникающие проблемы. О какой-то реальной программе действий на сегодняшней день говорить сложно.

Андрей Бабицкий: Обозреватель русского "Ньюсвика" Архан Джемаль утверждает, что Ингушетия пережила смену двух стратегий управления.

Архан Джемаль: Собственно, стратегий существовало две. Первая стратегия - это была аушевская: не допускать федералов, соответственно, не допускать беспредела, народного возмущения, и от этого были вот такие издержки, что возникали некие связи чеченских боевиков с Ингушетией. И другая программа, которую реализовывал Зязиков, - это, наоборот, допустить федералов в республику и дать им предельно возможные полномочия. Зязиковская программа провалилась, и все видели, как это произошло. Проблема в том, что Евкуров, может быть, и хотел бы навести порядок, но у него нет возможности, инструментов, не разрешают ему вести себя так, как когда-то вел Аушев.

Андрей Бабицкий: По мнению Архана Джемаля, Евкуров не способен использовать опыт соседней Чечни в преодолении внутриингушского конфликта. Его обстоятельства совершенно иные.

Архан Джемаль: Кадырова легализовался не в том, что выкорчевал боевиков, а в том, что он как бы перетянул на свою сторону. Но при этом никогда не нужно забывать, что Кадырова находился изнутри ситуации, он сам в прошлом, в первую чеченскую кампанию был боевиком. Он учился с этими людьми в школе, он знал их родственников и так далее. Он внутренний абсолютно человек, он знает малейшие нюансы ситуации. А Евкуров - это советский офицер, который, в общем-то, конечно, ингуш по национальности и бывал время от времени в Ингушетии, но в любом случае он как бы внешний человек.

Андрей Бабицкий: Да, собственно, Ингушетия не считает, что главное дело Евкурова - борьба с боевиками.

Архан Джемаль: Ингуши ждут от Евкурова невозможного. Они ждут не того, что он выкорчует боевиков, а они ждут, что он выкорчует оттуда федералов. Мне просто в лоб говорили, когда там происходили очень жесткие события в Малгобеке, 4 невинных человека были задержаны, страшно их мучили, и когда представителя Евкурова не пропускали в Малгобекское РУВД, и в конце концов он, явившись, сказал милиционерам: "Вас убивают - правильно делают, что вас убивают", - мне люди говорили: "Нужно было не говорить, нужно было бросить вперед личную охрану, чтобы она смела всю эту оборону РУВД, которая не пропускала представителя Евкурова. И тогда бы каждый знал, чем грозит убийство людей. Вот что от него ждут. А он так не может.

Андрей Бабицкий: Рецепт успешного управления необычайно прост, полагает обозреватель русского "Ньюсвика".

Архан Джемаль: Евкуров - один из лучших вариантов, трудно найти более приемлемый вариант. Он хорош и по каким-то данным биографии, он хорош и по человеческим качествам, очень порядочный человек, но при этом ситуация против него, не в его пользу. Он оказывается в самой проблемной республике, притом что Кремль не дает ему полномочий решать проблемы. Ему нужно запретить действовать федеральным силовикам в республике несанкционированно. Это все, что ему нужно. Те спецоперации, которые там проводятся, в Ингушетии, должны проводить местные. Вот и все.

Андрей Бабицкий: Ингушский политолог Магомед Тариев также считает, что у Евкурова отсутствуют полномочия положить деятельности силовиков разумные пределы.

Магомед Тариев: Обещанное лично им, что он не допустит произвола силовиков и умерит их аппетиты в республики, не оправдалось. Похищения продолжаются, убийства продолжаются. В Малгобеке были задержаны сотрудники ФСБ, которых обвиняют родственники похищенного Гапура Танкиева. То есть операции заезжих силовиков продолжаются на территории Ингушетии. Поэтому я думаю, что Москва не дает такие возможности, такие полномочия Евкурову, чтобы ограничивать действия силовиков. Это делается независимо от того, хочет он или нет.

Андрей Бабицкий: Архан Джемаль видит ситуацию как все более запутывающийся клубок кровной вражды, когда религиозные, политические, клановые различия перестают играть какую-то роль.

Архан Джемаль: Сейчас это уже не столько религиозное противостояние, типа, скажем, с одной стороны - ваххабиты, с другой - традиционные, сейчас и на той, и на другой стороне уже воюет поколение кровников, которые мстят за братьев, за племянников. Люди просто уходят на ту или другую сторону, чтобы как бы реализовать месть. И это очень жесткое размежевание, которое уже не идеологическое, это уже не идеология, это уже не деньги, это уже как бы кровная месть. Уже поколение ушло в лес и поколение ушло в менты, для того чтобы отомстить.

Андрей Бабицкий: Сложно сказать, насколько версия относительно кровной мести близка к реальности, но то, что уровень насилия в Ингушетии в последнее время не только не снизился, но и заметно возрос, не вызывает ни малейших сомнений.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG