Ссылки для упрощенного доступа

В Музее Андрея Сахарова прошел вечер, посвященный 75-летию со дня рождения Кронида Любарского


Программу ведет Егения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.

Евгения Назарец: Накануне в Музее и правозащитном центре имени Андрея Сахарова прошел вечер, посвященный 75-летию со дня рождения Кронида Любарского, ученого, участника правозащитного движения, политзаключенного.

Вероника Боде: Кронид Любарский по специальности был астрофизиком, окончил отделение астрономии Мехмата МГУ. С середины 60-х годов участвовал в правозащитном движении. В январе 1972-го арестован по делу "Хроники текущих событий", осужден на пять лет строгого режима. Находясь в лагере, выдвинул идею организации единого Дня сопротивления политзаключенных, того самого, который теперь отмечается в России как официальный День памяти жертв политических репрессий. Слово - Галине Саловой-Любарской, вдове правозащитника.

Галина Салова-Любарская: Он был в 70-е годы самым крупным самиздатчиком. На обыске у нас в доме забрали и книг, и просто текстов каких-то, 600 названий, это несколько мешков. И за эту деятельность ему определили 5 лет лагерей строго режима. Кронид отбывал свой срок в Мордовии, и там он столкнулся с тем, что очень большое разобщение этих так называемых врагов советской власти. Они все были каждый по своей группе и друг с другом не общались. И он, как ученый, действительно нашел, чем объединить всех. Тогда и создана была эта идея Дня политических заключенных.

Вероника Боде: После освобождения в 1977 году Кронид Любарский становится одним из распорядителей основанного Александром Солженицыным Фонда помощи политзаключенным, входит в советскую группу "Международной амнистии". Против него вновь возбуждаются уголовные дела. В октябре Любарский под давлением властей покидает Советский Союз. В эмиграции он издает информационный бюллетень "Вести из СССР", ежегодные "Списки политзаключенных", затем - публицистический журнал "Страна и мир".
А вот отрывок интервью Кронида Любарского, которое прозвучало по Радио Свобода в октябре 1977 года.

Кронид Любарский (архив): Критическое отношение к режиму - это мое воспитанное с детских лет убеждение. Я хочу просто подчеркнуть, что не было в моей жизни того периода, который пережили многие другие граждане, для которых потрясением явилась смерть Сталина и события, которые за этим последовали. Я это воспринял как естественное совершенно явление, как радостное событие. Я как раз помню, что в день смерти Сталина мы с моим товарищем в последний момент успели купить бутылку вина и на радостях распили это вино. Я думаю, что в то время было не много людей, которые так отмечали этот день.

Вероника Боде: А вот что думает о Крониде Любарском академик Юрий Рыжов.

Юрий Рыжов: Любой правозащитник такого масштаба, такого темперамента, как Кронид, - это золотой фонд российского самостоятельного мышления. Его не хватает в России со страшной силой, как в Сахаре воды. Кроме того, он не сразу ушел, так сказать, в публицистику и диссидентство, он профессионал хороший по астрофизике, он кандидат физмат наук, работал в Черноголовке успешно, публиковался, переводил книги, сам писал.

Вероника Боде: В 1990 году Кронид Любарский впервые смог вернуться в Россию. В августе 1991-го он участвовал в обороне Белого дома. Любарский был членом Комиссии по гражданству, входил в состав Конституционного совещания, он автор нескольких статей российской Конституции.
Кронид Любарский погиб в мае 1996 года, он утонул в океане во время поездки на остров Бали.
XS
SM
MD
LG