Ссылки для упрощенного доступа

В Москве скончался известный российский актер театра и кино Евгений Весник


Евгений Весник, март 1983
Евгений Весник, март 1983

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.

Андрей Шарый: Сегодня в Москве скончался известный российский актер театра и кино Евгений Весник. Ему было 86 лет. Евгений Весник сыграл более 60 ролей в кино и в разные годы был ведущим актером Драматического театра имени Станиславского, Театра сатиры и Малого театра. Кроме того, Евгений Весник – автор нескольких книг, а также сценариев для радио и телевидения.

Лиля Пальвелева: Евгений Весник был актером прежде всего редкого комедийного дарования. Даже не главные его роли, даже эпизоды прочно сохраняются в зрительской памяти. К примеру, работа Весника в фильме "Летучая мышь" - его Прокурор изрядно добавлял в интригу путаницы и кутерьмы! Вспоминает Борис Любимов, известный театровед, ректор Театрального училища имени Щепкина.

Борис Любимов: Это не у всех комиков бывает, у него был, я бы сказал, темперамент трагика. Он был человек, брызжущий шутками, анекдотами, кстати, и за кулисами, может быть, не меньше, чем на сцене. Я работал с ним несколько лет в Малом театре, и если Весник входит в театр, вокруг него совершенно независимо от внешних обстоятельств сразу собирается куча народу, потому что он обязательно что-нибудь расскажет, рассмешит. Не обязательно, кстати, только веселое. Это может быть и грустное, и трагическое, и с крутым, просоленным словом, как у фронтовика, оно у него было близко на языке. Он был неугомонный человек по своей энергетике, которая сразу захватывала и зрителя внутреннего, внутри театра, и зрителя внешнего. Все-таки он поставил несколько спектаклей, поэтому у него было и режиссерское мышление. Недаром он в последнее время стал так много писать. Просто актерской профессией он удовлетвориться, конечно, не мог. Неслучайно к нему тянулись, и он тянулся не только актеры, но, скажем, у него была дружба с писателем Виктором Некрасовым, потом уехавшим и в Париже скончавшимся. Женька Весник – в его устах это был собеседник на равных, а не, как это часто бывает, актер при писателе. Он был очень самостоятельным человеком, и так его пригнуть было совершенно невозможно. Он был личностью, не растворявшейся в актерском коллективе. И вот эта его мощная энергия, темперамент делали его на сцене совершенно особым человеком. И его работы еще в Театре сатиры, где он играл и в "12 стульях", и его уже приход в Малый театр, где он, кстати, ставил спектакль "Проделки Скопена", он проработал там четверть века, и притом, что в это время были такие корифеи старшего поколения по отношению к нему, как Ильинский, Жаров, Царев, Анненков, Бабочкин, он их догонял. Может быть, не занял такого же положения, но и не во втором-третьем ряду. Он был среди первачей Малого театра.

Лиля Пальвелева: Когда у актеров бывает такая длинная по времени творческая карьера, с возрастом непременно происходят какие-то изменения, кто-то набирает, накапливает опыт и к старости начинает играть совершенно по-другому, у кого-то, к сожалению, бывают потери. Какой из этих вариантов произошел с Весником?

Борис Любимов: А вы знаете, ни тот, ни другой. Дело в том, что он довольно рано ушел, не дожив, если не ошибаюсь, до 70 лет, ушел из репертуарного театра, из Малого театра. Не перешел в другой, а просто стало жить своей самостоятельной жизнью. Поэтому он не был вот таким артистом, которому в старости приходилось решать какие-то роли. Он перешел ли на концерты, или снимался в кинематографе, писал книги, воспоминания. Но вот таким дряхлым, старым актером, который иногда сам не знает, что ему делать, и с которым тоже не знают, что делать, - он до этого времени не дожил. Может быть, мудрость его сказалась в этом решении.

Лиля Пальвелева: В неполные 18 лет Евгений Весник стал участником войны. Два года назад на волнах Радио Свобода прозвучало интервью с актером. Вот его фрагмент.

Евгений Весник (архив): Я был на артиллерийском, я был командиром батареи, я был на передке. Я видел смерти, я терял друзей. У меня был случай, когда я командовал 72 беломорканальниками, у меня были беломорканальники прощенные, прошедшие через штрафную руку, оставшиеся жить, раненые. Я наблюдал за этими людьми, преступниками, которые воевали лучше, чем другие. Я понимаю, почему они получили свободу. Они должны были доказать свою лояльность к родине, забыть о своем прошлом. Они воевали как звери. Мне нравилось то, что на войне нельзя было быть плохим, показывать свои отвратительные качества, это было наказуемо – невниманием товарищей и другими, даже более серьезными вещами, если это носило более серьезный характер. Мне страшно сказать эти слова, но я испытывал какойто, знаете, подъем духа. Повторяю, я там сформировался как человек. Я понял, что такое выручка, что нельзя показывать свой эгоизм в обществе, научился бороться с трусостью. Думаете, что у героев нет ощущения боязни? Есть! Так что я смотрю на это как на большую школу жизни.

Лиля Пальвелева: Прощание с Евгением Весником состоится во вторник в Малом театре.

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG