Ссылки для упрощенного доступа

Станет ли Ростовская область вторым Чернобылем?


В эфире Ростов-на-Дону, Григорий Бочкарев:

Значительное большинство жителей Ростовской области выступает не только против строительства новых реакторов на Волгодонской атомной станции, но и самой АЭС, как таковой. По данным "Ромир", доля противников расширения атомной станции составляет 91 процент населения региона. Между тем, побывавший недавно на этом объекте атомной энергетики вице-премьер правительства России, председатель наблюдательного совета госкорпорации "Росатом" Сергей Собянин заявил журналистам, что второй энергоблок Волгодонской АЭС будет запущен ещё до конца текущего года. По словам Собянина, в ближайшие два-три месяца будет также принято решение о строительстве третьего энергоблока данной атомной станции.
"Незаконно и опасно" - такую оценку дают ростовские учёные проекту пуска третьего и четвёртого блоков Волгодонской АЭС. По их мнению, уровень безопасности на этой станции ниже китайских стандартов. В связи с этим стоит напомнить, что в конце девяностых годов прошлого века проект этой станции, включавший четыре энергоблока, был признан "небезопасным". Представители общественности провели тогда свою, независимую экспертизу проекта новой АЭС и до сих пор многие из них считают, что её выводы были полностью проигнорированы властями. Хотя один из экспертов, руководитель регионального экологического движения "Новая волна" Василий Агафонов считает, что в тот раз к мнению общественности всё же прислушались.

Василий Агафонов: Атомщики тогда на рубеже веков, в начале нулевых годов, все-таки действительно они прислушивались, они действительно сказали, что благодаря общественности несколько улучшилась безопасность Ростовской атомной станции, что это, в общем-то, самая безопасная станция в России на тот момент была. Но сейчас, к сожалению, просто голос общественности, звучащий сейчас, он и звучит не так, как раньше, потому что энтузиазма поубавилось. Люди видят, что их голос не будет иметь решающего значения.

Григорий Бочкарев: Ещё в 1999 году общественная экологическая комиссия обращала внимание на то, что сооружение этой АЭС приведет не к снижению, как утверждали авторы проекта, а к росту цен на электроэнергию в Ростовской области. Так и произошло в действительности.
Например, в 1998 году электричество на Дону стоило дешевле, чем в соседних регионах - Краснодарском и Ставропольском краях. А в 2001 году, уже после пуска АЭС, Ростов сразу же обогнал соседей, и продолжает "уверенно лидировать" (в кавычках) и по сей день. Как оказалось, в этом нет ничего удивительного. И практически повсеместно в тех российских регионах, где действуют АЭС, стоимость электроэнергии выше, чем в среднем по стране. Объясняется это, прежде всего, дороговизной ядерного топлива.
О прогнозах, которые содержались в выводах общественной экспертизы, рассказывает руководитель регионального общества защиты российских чернозёмов Елена Водолазская.

Елена Водолазская: Были сделаны небольшие прогнозы. То, что льготы, которые положены, отменят, то, что все эти обещания не будут выполнены, то есть все сбылось как по писаному. Льгот никто не получает. Людей по-прежнему никто не слушает. С мнением людей по-прежнему никто не считается и так далее и так далее. Тревога остается.

Григорий Бочкарев: В этом году на Дону прошли "Общественные слушания", на которых обсуждались проекты возведения третьего и четвёртого реакторов АЭС в Волгодонске. Донские экологи считают, что при организации нынешних слушаний "Росатом" откровенно манипулировал общественным мнением. Доступ в средства массовой информации для противников АЭС был серьёзно затруднён (если не сказать - запрещён) в то время, как рекламные материалы атомной промышленности регулярно публиковались практически во всех СМИ региона в течение длительного времени.
Большинство заинтересованных граждан, проживающих, прежде всего, поблизости от АЭС, не смогли принять участие в обсуждении проекта только потому, что представители "Росатома" назначили слушания на 15:00 рабочего дня. Вместе с тем, были обеспечены все условия для участия в слушаниях сотрудников атомной станции, которые, ясное дело, высказались за строительство новых реакторов. Продолжает Василий Агафонов:

Василий Агафонов: С моей точки зрения, все формальности соблюдены, но проблема еще в том, что, конечно, общественное движение в нашей стране находится на спаде. Мощной волны антиатомного движения, которое было у нас на рубеже веков, в конце 90-х годов - в начале нулевых годов, его нет. Отчасти, потому что люди видят насколько изменилось законодательство. Законы приняты такие, что как бы все эти благи положения в Конституции обходятся. Принимаются такие законы, чтобы людям было труднее бороться за свои права. А власти и бизнесу, в общем-то, никаких проблем эти люди не доставляли. Вот общая тенденция последних лет.

Григорий Бочкарев: После представления на слушаниях проектов 3-го и 4-го блоков Волгодонской АЭС, стало очевидно, что атомщикам было что скрывать, и у экологов есть очень серьёзные основания для опасений. Согласно информации, представленной проектировщиками, на Волгодонской АЭС планируется реализовать морально устаревший проект, утверждённый ещё в 1979 году. Вопросы обращения с ядерными отходами и вывода из строя станции по окончании срока эксплуатации в проекте вообще не рассматриваются, несмотря на однозначное требование этого федеральным законодательством.
Тем не менее, по словам Елены Водолазкой, даже сейчас можно изменить ситуацию к лучшему. Для этого нужно:

Елена Водолазская: Настаивать на очередных слушаниях хотя бы в Ростове. Потому что это будет совершенно другая ситуация. Это первое. Второе. Я не хочу раскрывать людей, но есть ученые, которые занимаются, извините, по 30 лет этим вопросом. Даже сейчас существует возможность перепрофилировать на гораздо более безопасные и более эффективные источники энергии. Есть несколько вариантов. Их вполне можно нашими силами решить в Ростовской области и никуда не обращаться – ни к питерским ученым, ни к московским ученым.

Григорий Бочкарев: Около пятнадцати лет назад профессор Вадим Гарин, руководитель Ростовского общественного экологического центра и завкафедрой "Безопасность жизнедеятельности" Ростовского университета путей сообщения, вместе с коллегами-экологами уже боролся против строительства Волгодонской АЭС. Тогда, вопреки всем обещаниям властей "прислушаться к голосу народа", станцию всё же построили и запустили. С грубейшими нарушениями.
Выводы двух общественных экспертиз, в которых помимо Гарина участвовали и другие известные ростовские учёные, атомное ведомство учло лишь частично. Вместо четырёх энергоблоков построили только два - первый запустили в 2001 году, второй достраивается, и вот-вот должен заработать.
Учёные, собравшиеся под эгидой Ростовского экологического центра, уже подготовили своё заключение о том, к каким последствиям, по их мнению, может привести реализация проекта по строительству на Дону ещё двух ядерных энергоблоков. Насколько сегодня власть готова прислушиваться к "гласу народа", станет окончательно ясно уже в самое ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG