Ссылки для упрощенного доступа

В Молдавии произошел коммунистический путч




Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие директор программ Института публичной политики Оазу Нантой и вице-президент Либерально-демократической партии Александр Танасе.

Дмитрий Волчек: В первой части нашей программы мы начали разговор о том, что произошло на этой неделе в Кишиневе, и некоторые детали уже успели выяснить. Например, узнали, как выглядит молдавский парламент, разгромленный во вторник. Наш корреспондент свидетельствует, что это жуткое зрелище: горы стекол, сожженные кабинеты, уничтоженные архивы. Но очень многие вопросы остались без ответа. И возможно, мы найдем ответы с помощью наших гостей. По телефону из Кишинева в программе участвуют директор программ Института публичной политики Оазу Нантой и вице-президент Либерально-демократической партии Александр Танасе.
Думаю, что нужно начать разговор с судьбы задержанных за последние дни, поскольку очень тревожные сообщения поступают о том, что хватают журналистов и оппозиционеров, непричастных к погромам, не дают сведения родственникам о том, где они находятся и так далее.
Господин Танасе, добрый вечер. Из активистов вашей партии, ваших знакомых задержан кто-то? Что известно о судьбах этих людей?

Александр Танасе: Активисты нашей партии задержаны, и не один молодой человек. Пока что неизвестна их судьба, некоторых из них вчера отпустили. Даже показывали по телевидению те пытки, которым эти люди подвергались. В основном арестовывают иностранцев, журналистов. Выслали из страны три группы журналистов из Румынии. Вчера задержали власти корреспондента национального румынского телевидения в Кишиневе, после четырехчасового допроса без оформления каких-либо процессуальных документов его отпустили. Вчерашней ночью на территории центральной тюрьмы города Кишинева подъехали три грузовика, разгрузили (я специально применю этот термин) около ста человек и начали избивать жестоко прямо во дворе тюрьмы. Крики доходили из тюрьмы до соседних зданий. Даже заключенные, которые есть в этих тюрьмах, взбунтовались и просили, чтобы этих детей оставили в покое. До сих пор не обеспечен доступ к адвокатам, родственники не знают, что делать. Ситуация очень схожая с той, что происходило в Чили во время путча генерала Пиночета.

Дмитрий Волчек:
Господин Нантой, что вы можете добавить к рассказу Александра Танасе?

Оазу Нантой: Мой коллега и хороший знакомый Александр Танасе рассказал драматические детали. Я могу сказать только одно: 7 апреля в Молдавии произошел коммунистический антидемократический путч. Власть точно так же, как рейхстаг поджигали в свое время, прекрасно зная, что будут манифестации протеста, инсценировала эти акции вандализма для того, чтобы узурпировать полностью власть, для того, чтобы назначить внутреннего врага, а именно любое проявление оппозиции, и для того, чтобы назначить внешнего врага, все, что происходит от Румынии, чтобы понравиться российскому царю. К сожалению, ситуация такая, что места для осторожных оптимистических прогнозов не остается. Я очень надеюсь, что на завтрашний митинг в поддержку заключенных выйдет достаточное количество людей, чтобы мнение этих людей было услышано.

Дмитрий Волчек: Действительно Владимир Воронин - это совершенно бесспорно, воспользовался ситуацией для того, чтобы свести счеты со всеми своими противниками, в том числе не имеющими никакого отношения к этим событиям. В частности, речь идет о миллиардере Анатолии Стати. Его сын Габриэл был по запросу Молдавии задержан в Украине, возможно будет выдан. Господин Танасе, наши слушатели в России вряд ли знают эту историю, вы могли бы рассказать, кто такой Анатолий Стати? Это молдавский Ходорковский? Почему его сына Воронин счел организатором заговорщиков?

Александр Танасе: Дмитрий, прежде всего я предпочел бы уточнить, что господин Воронин не воспользовался этой ситуацией, он организовал тщательно эту провокацию. Дело в том, что они организовывали эту акцию давно, давно селектировали криминальных элементов. В прошлом году произвели амнистию молодых преступников, которых обучали. Так же в этой акции протеста в качестве провокаторов принимали участие комсомольцы. Есть информация о том, что принимали участие члены экстремистских организаций левого толка из регионов Приднестровья. Что касается господина Стати, никоим образом он не может быть сравнен с Ходорковским, поскольку он не принимал участия в приватизационных процессах. Это бизнесмен, который занимается нефтяным бизнесом в Казахстане, в Ираке, в Йемене, по-моему. И насколько нам известно, здесь на территории страны у него практически нет никаких экономических интересов. Согласно тому, что писали в прессе, президентская семья пыталась прибрать к рукам бизнес господина Стати в Казахстане, даже было опубликовано письмо господина Воронина президенту Назарбаеву, в котором тот просил помочь в этом проекте. Я думаю, что в этой ситуации, они очень умело воспользовались именно этой ситуацией, чтобы решить и проблему, как прибрать к рукам бизнес господина Стати в других странах, не в республике Молдова.

Дмитрий Волчек: Теперь хотелось бы понять, зачем понадобилось устроить именно на этой неделе после выборов такой переворот. Господин Нантой, вы могли бы пояснять: предположим, никакого опротестования выборов не было бы, митингов бы не было, Владимир Воронин покинул бы свой пост, он же не мог идти на третий срок? Кто бы стал президентом? Был кандидат у партии коммунистов? Что было бы с Ворониным. Он возглавил бы парламент? Какой вообще был сценарий?

Оазу Нантой: Во-первых, начнем с того, что авторитарный режим, который Воронин установил в Молдавии, он в первую очередь был установлен внутри коммунистической партии. Поэтому совершенно неважно, кто премьер-министр и кто президент в этой стране назначен до тех пор, пока нашим молдаванским Дэн Сяопином является Владимир Воронин. Я просто хочу обратить внимание на следующий момент, зачем коммунистам понадобился этот коммунистический путч? У них же и так как минимум, пусть они соврали, пусть они фальсифицировали выборы, но никто не может отрицать, что у них может быть 52 мандата. Зачем им понадобился этот путч с узурпацией власти полной? Скорее всего, здесь два момента. Первый момент: они прекрасно понимают, что после 8 лет коммунистического правления сейчас последует обвал этой иллюзии о стабильности молдавской экономики и им нужны репрессивные рычаги для того, чтобы удержать недовольство масс. И второй момент: скорее всего Владимир Воронин имеет такие обязательства перед Владимиром Путиным, что для выполнения этих обязательств ему нужна полная аннигиляция оппозиции в стране. То есть у него есть задача сдать Молдову по сценарию, который не сумел реализовать Владимир Путин 25 ноября 2003 года, когда должен был быть подписан меморандум Козака.

Дмитрий Волчек: И сейчас этот сценарий осуществляется благополучно для Воронина или все-таки есть какие-то сбои?

Оазу Нантой: Я был не то, что свидетелем, но и участником этих событий 6-7 апреля. Я могу засвидетельствовать, что когда на площадь вышла молодежь 6 и 7 апреля, этим самым обнаружился конфликт поколений. В Молдове выросло поколение, которое не знает, что такое страх перед КГБ, страх перед Ворониным. И теперь возникает вопрос, сумеет ли политическая оппозиция возглавить этот протестный импульс для того, чтобы эту власть коммунистов… Фактически, что такое коммунисты? Коммунисты - это психология раба. Рабы могут служить хозяину. Поэтому если граждане продемонстрируют, что мы сильнее рабов, тогда может ситуация измениться в Молдавии.

Дмитрий Волчек: Трудно понять, почему в то время, как в Европе компартии за последние годы вообще исчезли из большой политики, в Молдове компартия сохраняет власть. Господин Танасе, что представляют собой молдавские коммунисты? Как это все выглядит? Красные знамена, клятвы под портретом Ленина, пионеры и комсомольцы, весь этот советский антураж сохранился или это чистая видимость для проформы?

Александр Танасе: Вы знаете, даже видимости нет. На самом деле нынешние коммунисты - это самые богатые люди в нашей стране. Сын президента Воронина является миллиардером – это общеизвестный факт. Они контролируют все сферы экономики. Нынешние коммунисты не имеют комсомольской организации в том смысле, в котором мы ее помним, это больше организация, похожая на национал-большевистскую группировку. И все, что они делают, вся их деятельность сосредоточена на то, чтобы сохранить власть и сохранить контроль над теми большими денежными потоками, которые крутятся в этой власти. Молдавские гастарбайтеры переводят ежегодно из-за границы более миллиарда долларов – это официальная цифра. По неофициальным цифрам это сумма в два раза больше. Хотим мы или нет, эти деньги вращаются в экономике. И президентская семья имеет большие интересы во всех абсолютно отраслях.
Кроме того, президентская семья была замешена в очень больших преступлениях в течение этих восьми лет и, естественно, потеря власти означала бы для них не просто уйти в оппозицию, но так же пришлось бы отвечать за очень многие преступления. Речь идет о незаконных арестах, о том, что десятки, если не сотни тысяч были вынуждены покинуть страну, незаконном прибрании к рукам бизнеса и очень много схожих вещей. Поэтому нынешние коммунисты мало чем напоминают прошлых коммунистов, разве что в подходе к управлению государством: государственные структуры слились с партийными структурами. Сразу после прихода к власти коммунисты изменили административное устройство государства, ликвидировали уезды и воссоздали районы советского образца, слили партийные организации районного уровня с администрацией местной. В 2007 году коммунистическая партия практически утеряла контроль над большинством регионов и, естественно, они опасались, что то же самое может произойти и на национальном уровне. Я думаю, что здесь нужно искать объяснение, почему коммунистам понадобился этот путч.

Дмитрий Волчек: Послушаем звонки в нашу студию. Николай из Московской области, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер. Вы знаете, вы не ответили на вопрос, какие правовые есть механизмы остаться Воронину у власти. Вы не ответили на него, потому что такой расплывчатый ответ, так и непонятно. То есть существует ли система, например, введения чрезвычайной ситуации, где вправе парламент оставить на третий или четвертый срок Воронина. Я здесь согласен, для этого создавался этот конфуз. И второе: в основном по российским каналам говорили, что было много детей. Правда или нет?

Оазу Нантой: Показывали съезд «Единой России» - вот там была правильная картинка. А насчет того, что были несовершеннолетние, извините, в основном это было то поколение, Интернет-поколение, которое родилось в условиях независимости Молдовы. Детей несовершеннолетних там было очень мало, это было среди бела дня в центре города, там были и пенсионеры, и дети. Но основная масса это были граждане республики Молдова. Что до Владимира Воронина, то, конечно, он не может быть президентом третий срок. Но я повторяю, он создал такую авторитарную структуру внутри правящей коммунистической партии, что он может контролировать любую должность в этой стране, если эта партия остается у власти. В конце концов, товарищ Сталин не имел самые громкие должности в бывшем СССР.

Дмитрий Волчек: Звонок Владимира из Саратовской области. Добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте. Сейчас невольно вспоминаются события 17-летней давности, когда Россия, раздираемая своим собственным двоевластием, еще переживала и ужасалась по поводу того, что некие румынские оголтелые бандиты накинулись на Приднестровье, терзают его, хотят его не знаю куда присоединить. А вот теперь не произошло ли событие с обратным знаком? Может быть коммунисты в Кишиневе исполняют номинальное правление, а может произошла тирасполизаия Молдовы?

Александр Танасе: Мы опасаемся того, что произойдет тирасполизации Молдовы. Хотя режимы во многом схожи, но, тем не менее, на территории республики Молдова более четко соблюдались определенные свободы. С другой стороны, естественно, когда мы говорим о тирасполизации, надо говорить о том, что есть Тирасполь, есть диктатор Смирнов и у нас в Молдове есть Воронин. В Тирасполе сын Смирнова контролирует всю экономику, и в Молдове сын Воронина контролирует всю экономику. У них есть господин Антюфеев, ответственный за спецслужбы, у нас есть господин Попук, который был замешен в трафике наркотиков и так далее. По большому счету схожесть есть между этими режимами. Но пока что не произошла тирасполизация на политическом уровне. Дело в том, что хотя оппозиция у нас слабая, но, тем не менее, у нее были возможности как-то продвигать свой месседж, как-то работать с массами. Но после того, что организовали коммунисты 7 апреля, если не удастся восстановить демократические органы власти, чтобы они работали согласно закону и согласно европейской конвенции по правам человека, риск тирасполизации, конечно, очень велик.

Дмитрий Волчек: Мы говорили о тираспольском факторе, давайте поговорим о румынском. Владимир Воронин говорит о румынском следе, выслал румынского посла. Господин Нантой, если это полная ложь, на что она рассчитана, кому адресована, для чего конфликт с Румынией сейчас?

Оазу Нантой: Для чего конфликт с Румынией? Здесь есть несколько объяснений. Во-первых, Владимир Воронин сам уроженец Приднестровья, это село Коржево, население которого 5 апреля не смогло проголосовать, принять участие в голосовании, потому что приднестровский режим им не позволил. Что значит приднестровец? Это значит человек, который глубоко поражен румынофобией. Владимир Воронин генетически румынофоб. То есть коммунистическая партия – это ксенофобская партия. Помимо этого Владимир Воронин понимает прекрасно, что они не смогли создать те условия гражданам республики Молдова, которые представляет соседняя Румыния. И для того, чтобы как-то заретушировать этот фактор, они развязали оголтелую антирумынскую кампанию.
Но кроме того давайте вспомним классику. Любой авторитарный режим нуждается в образе врага. Внутренний враг – это любая оппозиция, а на роль внешнего врага назначена Румыния, хотя Румыния является страной Евросоюза, членом НАТО, и Румыния не может предпринимать ничего такого по отношению к Молдове, что противоречило бы политике Евросоюза. Поэтому когда говорим о факторе Румынии, то я бы не хотел забывать при этом, что не румынские войска находятся на территории республики Молдовы и что Игорь Смирнов не является гражданином Румынии.

Дмитрий Волчек: Господин Танасе, как вообще складывались отношения между Кишиневом и Бухарестом в воронинские годы?

Александр Танасе: Я добавил бы еще к тому, что сказал господин Нантой, что любому режиму нужна кроме внешнего врага изоляция. В данной ситуации республика Молдова изолируется не только от Румынии, но и от Евросоюза, поскольку Румыния является частью Европейского союза. И как цель изоляция от европейских демократических ценностей. Что касается отношений с Румынией, естественно, первые шаги, которые сделали коммунисты после того, как вступили во власть в 2001 году, они испортили отношения с Румынией и таким образом конструировали отношения, чтобы прекратить любые контакты не только на политическом, но даже на гуманитарном, на научном, на культурном уровне. И это особенно неприемлемо большинством румыно-говорящего населения, поскольку у нас с Румынией общая история, общая культура и язык общий. И в данной ситуации, естественно, люди этому противятся. Господину Воронину и коммунистической партии вопреки всем усилиям не удалось даже в обучении, в школах, в вузах переименовать официальное название языка обучения, он до сих пор остается румынским, несмотря на то, что у них было конституционное большинство.
Я думаю, что господин Нантой здесь полностью прав, что касается корней румынофобии. А с другой стороны, мы бы ожидали от господина Воронина каких-то доказательств, не просто деклараций по поводу вмешательства Румынии во все, что происходило 7 апреля. Дело в том, что по нашим данным, у нас более 40 часов отснятого материала, мы его сейчас систематизируем, люди, которые писали прорумынские надписи на стенах и вывешивали карту Румынии на здание президентуры, являются провокаторами, которые раньше участвовали на стороне коммунистической партии в разных провокационных проектах против оппозиционных партий. Я думаю, что опять мы должны вернуться к тому же примеру, который привел господин Нантой, именно к поджогу рейхстага самим Гитлером в 1933 году, чтобы ликвидировать внутреннюю оппозицию.

Дмитрий Волчек: Дмитрий Николаевич из Кемеровской области, добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте. Как вы думаете, волнения молодых людей в Кишиневе были связаны не с тем, что коммунисты пришли к власти? Я, допустим, допускаю, да, это правильный выборы, сто процентов, сейчас пересчет подскажет. А именно то, что им в дальнейшем жить, раз они молодые, и они хотят другой путь выбрать для своей страны и для себя. И необязательный вопрос: какая разница между революциями цветными, бархатными и так далее?

Оазу Нантой: Так получилось, что у меня младший сын, ему 22 года, я хорошо знаю это поколение. И когда эти молодые люди вышли на площадь, единственный месседж, который был – достали, надоело, хватит. Они ужаснулись, представив себе, что еще 4 года из их жизни они будут жить в условиях этого удушливого ментовского режима. Хотя они хотят жить в нормальной европейской стране, в которой соблюдаются права человека. И это было главное, что объединяло эти десятки тысяч молодых людей. Скорее всего, они даже не принадлежат какой-то политической партии - это будущее республики Молдова, им надоело.
XS
SM
MD
LG