Ссылки для упрощенного доступа

Аркадий Ратнер: "Российским режиссерам есть чему учиться".


С самого первого матча – Англия – Коста-Рика качество телетрансляций чемпионата мира на высоте.
С самого первого матча – Англия – Коста-Рика качество телетрансляций чемпионата мира на высоте.

Не знаю, как будет дальше, но пока сидящие у пульта крупные планы зрителей используют редко. Если и выбирают кого-либо, то людей, всем хорошо известных. Нет тех, кто, попадая в кадр, сопровождают свое появление на телевизионном экране нелепыми плясками, кривлянием и прочими ритуалами, которые – обязательная приправа в российских телетрансляциях. Смотрят ли сегодняшние передачи режиссеры России, искренне убежденные, что должны украсить передачу планами расположившихся на трибуне посетителей средних лет, раздетых до пояса, с пивными, как принято говорить, животиками, прямо на сидениях изображающих какое-то подобие танца. Или юнцов, сбившихся группами, которые – и это хорошо видно на экране, - за событиями на поле совсем не следят, а прыгают, жестикулируют, скандируют далеко не поэтические строки. Можно ли найти на российских стадионах, достойных внимания болельщиков? Конечно. Но тянет режиссера к чему-то экстравагантному, что в конечном итоге внушает зрителю неприязнь и даже страх. Поэтому, глубоко убежден, так мало на стадионах России солидных, немолодых болельщиков, женщин с детьми, – тех, кто приходят семьями…


Показанные со вкусом обитатели трибун – задача для режиссера, безусловно, серьезная, но не главная. Главное – то, что на поле. Как приятно следить по телевизору за происходящим на футбольных полях Германии. Нет бесчисленных переключений. Все поле, как на ладони. Может быть, иногда фигуры футболистов на общем плане излишне мелки. Но зато видна вся картина. К примеру, передвижение нападающего по правому краю и параллельное продвижение открывающихся для приема мяча игроков в центре и даже на противоположном фланге.


То же: с использованием замедленных повторов. Не поленитесь посчитать, как часто включает их режиссер. Минимальное число раз. Повторы голов, естественно, показываются с разных точек, но не сразу, а порциями, в паузах, чтобы ни в коем случае не перекрыть продолжающийся поединок. Грубые приемы (их пока не очень много) – вам повторят только в том случае, когда они, действительно на грани жестокости или в случае, когда судейское решение зрителям не очень понятно. Режиссеры «на стороне» судей: нет постоянного смакования кажущихся ошибок (да и не было пока заметных конфликтов). Возможно, я делаю поспешное заключение. Будут еще спорные моменты, такие, как назначение пенальти. И тогда, не сомневаюсь, все аппараты замедленного повтора будут включены для выяснения истины. Но, повторю, первое мое впечатление: режиссеры и операторы защищают судей, и мелкий спорный момент замедленно повторять не будут. Чем, кстати, лишают большинство комментаторов возможности долго и многословно рассуждать о качестве судейства. Наметанный взгляд квалифицированного болельщика поможет ему самому все правильно оценить, потому что – повторяю это снова и снова - великолепная «картинка» дает много больше, чем традиционная комментаторская критика судейства.


Очень хороши и так называемые «отложенные» повторы, которые демонстрируют реакцию тренеров, игроков, зрителей в тот момент, когда был забит гол. Телекамер для этого не жалеют. Есть камеры, специально и постоянно направленные на тренерскую скамейку. На запасных игроков (вспомните Баллака). На вратаря отличившейся команды (вы видели ликование вратаря костариканцев Моры после гола, забитого его партнерами в ворота соперников). На знаменитого зрителя (размахивающего майкой аргентинской сборной Марадону вы не могли не заметить).


Вот еще на что обратил внимание. Удивительно точный выбор момента, с чего начинается повтор. Это или завершающая фаза, когда игрок бьет по мячу и через мгновение он опускается в сетку. Или начинается повторение много раньше, показывая всю комбинацию: ее зарождение, одну - две передачи ,красивый финт и завершающий удар. Могу ошибиться, незнаком с тонкостями современной технологии, но складывается впечатление, что каждый повтор для передачи его на пульт главного режиссера готовят специальные сотрудники, прекрасно разбирающиеся в сути событий.


Все это, как я и говорил неделю назад, дает возможность зрителям разобраться во всем с помощью «картинки», доверяя собственному футбольному образованию, вкусу, сиюминутным ощущениям.


Так что повторяю призыв к телезрителям: больше доверяйте собственным глазам!! А пояснения комментаторов… Впрочем, об этом мы поговорим в следующих выпусках «Прессинга».


XS
SM
MD
LG