Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Медведев встретился с правозащитниками и общественными деятелями


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.

Кирилл Кобрин: Президент России Дмитрий Медведев высказался за изменение законодательства о неправительственных организациях. На встрече в Кремле с группой правозащитников Медведев отметил, что нужно наладить взаимодействие подобных организаций с властями. Известные правозащитники и общественные деятели в целом остались довольны общением с главой государства, и надеются продолжить эти контакты с исполнительной властью. Встреча с Дмитрием Медведевым проходила в рамках обновленного президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Тему продолжит мой коллега Мумин Шакиров.

Мумин Шакиров: Формально Совет Панфиловой, так иногда для краткости называют этот орган, в старом составе прекратил существование. Это произошло после избрания Дмитрия Медведева новым президентом России. Согласно существующему порядку, каждый глава государства формирует такие структуры под себя. Однако все это время Элла Панфилова фактически исполняла обязанности руководителя Совета. В обновленный состав Совета вошли такие правозащитники как Светлана Ганнушкина и Людмила Алексеева, экономисты Ирина Ясина и Ярослав Кузьминов, предприниматель Игорь Юргенс, журналисты Светлана Сорокина и Михаил Федотов. Прежний состав Совета также был именитым - врач Леонид Рошаль, телеведущие Владимир Познер и Владимир Соловьев, писатель Юрий Поляков, журналисты Виталий Третьяков и Валерий Фадеев. Все они выбыли из этого органа.
Традиционно этот Совет по правам человека при президенте России обсуждают с главой государства проблемы мигрантов, армии, свободы слова, коррупции и растущие угрозы личной безопасности. Председатель региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина накануне встречи с президентом России в интервью Радио Свобода говорила о том, что ей хотелось бы рассказать Дмитрию Медведеву о проблемах беженцев и мигрантов. Послушаем ее впечатление после посещения Кремля.

Светлана Ганнушкина: По крайней мере, мы сказали то, что собирались сказать. Нам были даны некоторые, не то, чтобы обещания, но президент сказал, что он даст некоторое поручение. Причем, сказал сразу, в отличие от встреч с предыдущим президентом, он сказал сразу, что он даст некоторые поручения, сказал определенно, ни с кем не советуясь. Посмотрим. Если будет выполнено, то мы будем считать, что оправдались, если нет - то нет.

Мумин Шакиров: Сколько минут вы выступали?

Светлана Ганнушкина: 3 минуты не больше. Другие выступали от 3 до 7 минут. Проблема, которую я освещала, она как всегда бывает остаточной, потому что это гуманитарная проблема, это беженцы, это люди, которых и население не очень жалует, к сожалению, бюджет наш тоже. Во всяком случае, он по каким-то вопросам проявил больше, в каких-то меньше солидарности и понимания. Но как будто бы готов. Он сказал, что готов разговаривать. Это важно. Кроме того, он сказал, что не исключено, что мы будем встречаться с ним в такой же обстановке по конкретным проблемам. Если бы это было так, то это было бы то, что нужно. Потому что нужны площадки для обсуждения серьезных государственных проблем, где общество может говорить с властью. Это очень важно.

Мумин Шакиров: В каком направлении вы ожидаете каких-то изменений?

Светлана Ганнушкина: Я не могу сказать, что я ожидаю каких-то резких изменений на сегодняшний день. Мне кажется, что Медведев тоже к этому не склонен. Но я ожидаю изменений в одном направлении, что нам снова удастся наладить диалог, который какое-то время довольно давно был, а не имитацию его. Мне бы очень хотелось на это надеяться. Но вот сегодняшний разговор в некотором отношении надежды дал.

Мумин Шакиров: Экономист и председатель Экспертного совета негосударственного учреждения "Клуб региональной журналистики" Ирина Ясина осталась довольна общением со своими коллегами и президентом России.

Ирина Ясина: Разговор был действительно такой содержательный. Было видно, что президент неформально к этому относится, то есть не отписывал это. Я сидела недалеко от него, как бы видела все реакции. Временами его просто цепляло, он, что называется, голову вскидывал, что-то записывал, то есть было видно, что он с этим работает.

Мумин Шакиров: Был ли какой-то жесткий вопрос, который его смутил?

Ирина Ясина: Вы знаете, там было много неприятных вопросов, в частности, по ксенофобскому абсолютно учебники для академии МВД в Петербурге, в его любимом городе. Ну, там много было неприятных вопросов. Я просто не хочу их сейчас перечислять - там и про митинги, и демонстрации. Вы понимаете, когда собирается такое количество людей, у которых позиция достаточно определенная, там не может быть гладкого разговора.

Мумин Шакиров: Будут ли какие-то изменения в стране?

Ирина Ясина: Я думаю, что будут. По крайней мере, мне показалось так, что Медведев настроен на то, чтобы что-то сделать. По крайней мере, когда я ему сказала: "Господин президент, я хочу гордиться своей страной, и у нас для этого с вами есть целая жизнь, чтобы это сделать", он, мне кажется, высоко оценил мой оптимизм.

Мумин Шакиров: Другой участник встречи и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что беседа с президентом России Дмитрием Медведевым носила неформальный характер.

Кирилл Кабанов: Прежде всего, я думаю, что это была неформальная такая беседа, в которой президент был заинтересован, то есть не некое заслушивание, а некая форма нормального человеческого общения с нормальным языком. При этом президент высказал достаточно серьезные вещи, связанные с форматом, что надо увеличивать общение, его надо расширять, придумывать новые нормы, и начинать не только работу в рамках обмена информацией, но и перейти к конкретике, связанной с законопроектами. Вот это очень важно.

Мумин Шакиров: Какую тему лично вы затронули?

Кирилл Кабанов: Я передал материалы по своей теме - по коррупции, по судам, по системе о том, что суды являются закрытыми по многим коррупционным делам. О том, что правоохранительные органы и спецслужбы используют свой потенциал иногда даже для борьбы с антикоррупционерами, дискредитируя их, заводя дела оперативной подборки, заводя уголовные дела. Могут объявить угрозу национальной безопасности. Масса всего. В конце концов, у нас до сих пор не закрыты дела по стратегическому устранению общественных деятелей, журналистов, тех, кто занимался расследованием коррупционных систем.

Мумин Шакиров: На ваш взгляд, все темы, которые вы обсуждали, президент об этом знает, или вы что-то новое для него открыли?

Кирилл Кабанов: Я думаю, что мы высказали свою позицию. Это очень важно услышать позицию, которая идет от людей, которые являются членами Совета.

Мумин Шакиров: В каком направлении вы ожидаете какие-то минимальные хотя бы первые шаги?

Кирилл Кабанов: Я думаю, что сейчас минимальные первые шаги начнутся хотя бы в организации взаимодействия постоянного контакта. Это очень важно, то есть уже подготовка более серьезных документов, а дальше должны быть на них какая-то реакция. Вот механизм подачи постоянного мониторинга и подача информации о нарушениях по правам человека и о тех тенденциях, которые есть, эти механизмы должны быть использованы.
XS
SM
MD
LG