Ссылки для упрощенного доступа

Ольга Крыштановская вступает в "Единую Россию"


Ольга Крыштановская
Ольга Крыштановская

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Михаил Шевелев.
Андрей Шарый: Известный московский социолог Ольга Крыштановская объявила о решении вступить в партию "Единая Россия". Крыштановская была известна как последовательный критик и оппонент власти, а нынешнее свое политическое решение она объясняет, в частности, тем, что не хочет быть с теми "кто шельмует Россию и сеет рознь" и хочет состоять в партии, которая "занимается не разрушением а созиданием". Мой коллега Михаил Шевелев беседовал с Ольгой Крыштановской о сегодняшней России.

Михаил Шевелев: Сейчас много разной информации о том, что происходят перемены политические, в том числе в "Единой России", и есть какие-то признаки либерализации, "потепления" - разные термины разные люди употребляют. Ваше решение присоединиться к "Единой России" связано с этим?

Ольга Крыштановская: Да, с этим. Я, наверное, созрела для того, чтобы не просто изучать политику (я уже больше 20 лет это делаю), но как-то и влиять. И вот это желание - в большей степени влиять, оно, конечно, связано с тем, что Дмитрий Медведев дает какие-то сигналы обществу о том, что все-таки либерализация возможна. Я остаюсь демократом по своим убеждениям и совершенно не собираюсь менять ни своей ориентации, ни своего мнения по поводу того, что хорошо для России и куда ей надо двигаться. Но вот эта надежда, она и позволила мне сделать такой шаг, трудный для меня, признаюсь, честно. И плюс к этому, наверное, некоторое разочарование от наших демократических сил.

Михаил Шевелев: Вы говорите о том, что хотели бы влиять на политику. А что самое важное, какие первичные задачи вы бы перед собой видели? Если влиять, то первым дело на что?

Ольга Крыштановская: Наверное, на то, что надо все-таки идти к демократии, каким путем можно это делать, каким путем можно двигаться туда, как можно увязывать нашу историю, нашу политическую культуру, которая все-таки отличается от западной, с теми ценностями, которые присущи западному демократическому обществу, находить здесь компромиссы, находить пути, приемлемые и для населения нашего. Ведь это задача сложная очень, потому что население у нас тоже разочаровано в демократии. Вот влиять изнутри на то, чтобы все-таки эти задачи актуализировались.

Михаил Шевелев: Нет опасений у вас, что ваша новая роль помешает вам заниматься научной деятельностью? Потому что изучать политику и влиять на политику одновременно мало кому удавалось.

Ольга Крыштановская: Да, верно, вот с этим и связаны были мои сомнения. Руководство партии заверило меня, что я остаюсь свободной в своих научных исследованиях, и, наоборот, партия даже будет оказывать какую-то (я не знаю, правда, какую) возможную помощь в том, чтобы у меня были условия для продолжения моей научной работы. Если этого не будет, я просто, видимо, покину партию. Но я хочу оставаться внутренне независимым человеком, и еще раз повторяю, что я остаюсь внутренне демократом. Поэтому речь идет все-таки не о том, что оправдывать статус-кво, менять лицо и просто защищать власть. Хочется как-то помогать власти, потому что эта власть производит впечатление такое, что она может услышать что-то.

Михаил Шевелев: Я правильно понимаю, когда вы говорите "эта власть", за этим слышны слова "Дмитрий Медведев"?

Ольга Крыштановская: Дмитрия Медведев с Владимиром Путиным. Пока это тандем, это единая команда.

Михаил Шевелев: Вам было сделано предложение или это была ваша инициатива - присоединиться?

Ольга Крыштановская: Нет, это была моя инициатива, которая сразу нашла отклик, и как-то очень решительно, активно они откликнулись, и все как-то быстро очень произошло, я сама даже не ожидала, что так быстро... Но, по крайней мере, те переговоры, которые велись до этого, они меня убедили, что я, наверное, делаю правильно. Пока я и остаюсь при таком мнении, что это не ошибка. Ну, посмотрим. Я еще неуверенно очень говорю, я не знаю еще, чем я буду заниматься и как там все это будет. Пока мне интересно.

Михаил Шевелев: Мы еще увидим вас на "Ходорковских чтениях"?

Ольга Крыштановская: Да, я собираюсь быть. Да, я понимаю ваш вопрос. И сомнения, они продолжают меня глодать. Я продолжаю быть несогласной с некоторыми действиями власти, не могу сказать, что мне все нравится, что происходит в России, конечно нет. Но тем не менее это первая в моей жизни попытка оказать влияние какое-то изнутри политической структуры. Я никогда не была членом никакой политической организации.

Андрей Шарый: Год назад, характеризуя ситуацию в России, Ольга Крыштановская говорила: "Нынешняя система власти органична для России, потому что подобная система власти существовала столетиями в нашей стране, потому что народ понимает и принимает эту степень авторитаризма. Эта система в конце восьмидесятых годов зашла в тупик и была модернизирована. Теперь эту систему ждет еще 30-40 лет устойчивого существования".

XS
SM
MD
LG