Ссылки для упрощенного доступа

Новый этап пенсионной реформы в России


Ирина Лагунина: С 1 января будущего года в России начинается новый этап реформы пенсионной системы. На смену Единому социальному налогу, одному из главных источников пополнения государственного Пенсионного фонда сегодня, придут "страховые" социальные платежи, которые компании и предприятия будут перечислять за своих работников. Планы и сроки такого перехода подтвердил на этой неделе президент России Дмитрий Медведев.
Что по сути означает грядущий отказ от налоговой схемы финансирования российской пенсионной системы в пользу страховой? И почему "страховой" стаж уже в ближайшем будущем станет более значимым для пенсионера, чем его "общий трудовой" стаж? Об этом – в материале моего коллеги Сергея Сенинского...

Сергей Сенинский: ... Единый социальный налог появился в России относительно недавно – он был введен с 1 января 2001 года и объединил социальные платежи работодателей за своих работников – в Пенсионный фонд, а также внебюджетные фонды социального и медицинского страхования. Почему теперь, всего восемь лет спустя, власти намерены отказаться от ЕСН в пользу страховых платежей? Следует ли считать главной причиной такого решения нехватку денег именно в Пенсионном фонде? Наш первый собеседник в Москве – эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина:

Елена Пенухина: На мой взгляд, основной причиной перехода к уплате страховых взносов вместо единого социального налога является именно сложившееся на сегодняшний день налоговое финансирование пенсионной системы. Основная задача, которая ставится при замене единого социального налога на страховые взносы – это снижение роли федерального бюджета в выплатах пенсий. В настоящий момент эта доля крайне высока. В 2009 году она составит порядка 63%. После осуществления перехода все средства, которые предназначены для выплаты пенсий, будут напрямую зачисляться в Пенсионный фонд, минуя федеральный бюджет. И это позволит повысить независимость пенсионной системы.

Сергей Сенинский: Эксперт Высшей школы экономики Михаил Горст:

Михаил Горст: Пенсионная система России, она действительно дефицитна. И по факту она сейчас выглядит следующим образом: существует Пенсионный фонд, в который перечисляются страховые взносы, являющиеся частью ЕСН, а недостающую часть соответственно добавляет федеральный бюджет. Государство намерено отказаться от подобного принципа формирования Пенсионного фонда, чтобы в некотором смысле снять с себя определенную ответственность за размер пенсий. Потому что если сейчас государство что-то добавляет в пенсионную систему, то пенсионеры имеют некое моральное право требовать повышения пенсии от государства. В том случае, если государству удастся создать относительно независимую от государственного бюджета пенсионную систему, будущим пенсионерам можно будет сказать: ну вот, извините, вот вы столько начисляли, вот столько получили, размер Пенсионного фонда сейчас такой. И мы, как государство, ничего особенно с этим поделать не можем. И естественно, нынешний размер единого социального налога, он с учетом демографической структуры населения и прогноза изменения этой демографической структуры, он является недостаточным. И по сути тут решили убить двух зайцев: с одной стороны обособить пенсионную систему, с другой стороны - повысить ставку налога.

Сергей Сенинский: И для работников, да и для работодателей сама по себе замена единого социального налога на страховые взносы мало что меняет, разве что общие суммы платежей будут иными... В чем смысл замены нынешних платежей бизнеса в виде единого социального налога будущими платежами, которые называются "страховыми"? B что такая замена меняет, по сути своей, для российской пенсионной системы в целом? Елена Пенухина, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:

Елена Пенухина: На мой взгляд, в случае налогового финансирования выплаты пенсий по сути происходит замена социального страхования на социальное обеспечение. Ведь страхование предполагает, что выплаты по наступившим страховым случаям, для нас это выход на пенсию, должны финансироваться за счет средств, получаемых от тех, для кого страховой случай еще не наступил. Таким образом, замена ЕСН на страховые взносы позволит перейти к системе реального социального страхования.

Сергей Сенинский: Михаил Горст, Высшая школа экономики:

Михаил Горст: Страховая часть пенсий существует и сейчас. Ее размер составляет 14% от фонда оплаты труда. Сейчас единый социальный налог по сути финансирует три части пенсии – это базовая часть пенсии, страховая часть, вот эти 14%, и накопительная часть пенсии. Грубо говоря, суть реформы заключается в том, чтобы ликвидировать базовую часть пенсии, которая начисляется обособленно, которая индексируется обособленно и слить ее со страховой частью. Дело в том, что в дальнейшем предполагается отказаться от действующего сейчас понятия трудовой стаж - это то, сколько времени отработал работник, и перейти к другому понятию - страховой стаж, то время, в течение времени работы работника с его зарплаты начислялись именно страховые взносы. И вопрос в деталях, что собственно будет в дальнейшем страховым стажем. Будет ли считаться уплата вот этих самых 14%, которые платятся сейчас, временем, в течение которого платится страховой стаж или же страховой стаж пойдет со времени, когда собственно исчезнет базовая часть пенсии и будет все именно страховой частью. То, как государство решит переформатировать пенсионную систему, от этого будет очень многое зависеть.

Сергей Сенинский: На 2010 год планируется сохранить нынешнюю ставку социальных платежей в 26%, по которой сегодня уплачивается единый социальный налог. Из них 20% - в Пенсионный фонд. А с 2011 года власти намерены повысить общую ставку платежей до 34%, из которых в Пенсионный фонд будет направляться уже 26%.
Как может измениться налоговая нагрузка на компании и предприятия уже в первые годы новации?

Елена Пенухина: В 2010 году, несмотря на сохранение номинальной ставки социальных платежей, произойдет некоторое, пусть и незначительное, но все же увеличение налоговой нагрузки на предприятия. Но это будет связано, во-первых, с отменой льгот по ЕСН для тех отраслей, которые этими льготами пользовались, в основном сельское хозяйство и инновационные сектора экономики. Кроме того, в связи с ликвидацией регрессионной шкалы ЕСН для тех, чья заработная плата попадает в диапазон от 280 до 415 тысяч рублей в год, ставка обложения вырастет с 10 до 26%, естественно, это тоже повышает налоговую нагрузку. Если в 2011 году общая ставка социальных платежей повысится до 34%, как это планируется, то это, безусловно, станет серьезным испытанием для бизнеса.

Сергей Сенинский: А можно ли как-то оценить грядущее увеличение налоговой нагрузки на бизнес в целом?

Елена Пенухина: Оценить общий рост налоговой нагрузки в настоящий момент очень сложно. Потому что, когда впервые обсуждалась возможность повышения социальных платежей, предполагалось, что возникающий рост налоговой нагрузки будет компенсирован снижением других налогов. В частности, обсуждалась возможность снижения НДС. В условиях кризиса сложилась ситуация острой бюджетной напряженности, которая, по прогнозам, сохранится до 2012 года как минимум. И федеральный бюджет просто сейчас не имеет возможности предоставить дополнительные налоговые льготы.

Сергей Сенинский: Грядущее увеличение социальных платежей компаний и предприятий – тех, которые они должны производить за своих работников – направлено главным образом на пополнение Пенсионного фонда. Но даже если все пойдет по плану, хватит ли этих новых средств на то, чтобы сбалансировать этот фонд? Чтобы доходы хотя бы покрывали текущие расходы Пенсионного фонда, то есть выплаты пенсий действующим пенсионерам... Михаил Горст, эксперт Высшей школы экономики:

Михаил Горст: В принципе то, что сейчас планируется сделать - ограничить верхнюю сумму, с которой будут платиться страховые взносы - это влечет за собой, соответственно, ограничения размера пенсии, которую государство будет гарантировать. Вместе с увеличением пенсионного возраста это позволить более-менее сбалансировать пенсионную систему, если демографический тренд останется тем же самым, какой он есть сейчас. В настоящее время никаких признаков того, что он радикально изменится, нет. И к 30-му, к 40-му году есть вполне реальные шансы, чтобы пенсионная система была сбалансирована. Но опять же это будет достигаться за счет трех основных факторов. Первое – это ограничение максимальной суммы, с которой платятся страховые взносы. Второе – это повышение ставки взносов, и третье – увеличение пенсионного возраста. С помощью этих трех факторов государство вполне может сбалансировать пенсионную систему. Вопрос, конечно, как при этом себя будет чувствовать реальный пенсионер. Это предсказать никто сейчас не берется, хотя представители государства утверждают, что чувствовать он себя будет лучше, но у меня такой уверенности нет.

Сергей Сенинский: Елена Пенухина, эксперт Центра макроэкономического и краткосрочного прогнозирования.

Елена Пенухина: Переход от уплаты ЕСН к социальным взносам с соответствующим повышением ставок, на мой взгляд, позволит в значительной степени решить или, по крайней мере, отсрочить проблему дефицита Пенсионного фонда. По моим расчетам, если не будет проведена реформа ЕСН или аналогичная по воздействию реформа пенсионной системы, то уже к 2020 году дефицит Пенсионного фонда вплотную приблизится к угрожающей цифре 5% ВВП – это очень много. Необходимость покрытия дефицита Пенсионного фонда станет основным фактором, ускоряющим бюджетные расходы. При этом доля средств федерального бюджета в пенсионной системе превысит 76%. Переход к страховым взносам позволит снизить зависимость пенсионного фонда от бюджета до менее, чем 40%. При этом так же произойдет значительное снижение дефицита до примерно полутора процентов ВВП, то есть почти на 3,5% ВВП. Однако в дальнейшем постепенный рост дефицита пенсионной системы возобновится, то есть реформа ЕСН на длительный срок смягчает остроту проблемы, но не решает ее полностью.

Сергей Сенинский: Сегодня немало споров ведется вокруг так называемого «коэффициента замещения» средней по стране заработной платы средней же пенсией. Еще в 2000 году он составлял в России 30%, сегодня – едва превышает 20%. В том числе и потому, что рост зарплат в последние годы намного опережал рост производительности труда.
Новый этап пенсионной реформы, который начнется с 1 января 2010 года заменой единого социального налога страховыми взносами, позволит, как считают в Министерстве здравоохранения и социального развития, через 30 лет довести в России коэффициент замещения зарплаты пенсией до 40%, то есть до уровня, рекомендованного Международной организацией труда...
XS
SM
MD
LG