Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. Поэтесса Инна Лиснянская стала лауреатом премии "Поэт"


Тимур Кибиров
Тимур Кибиров

Андрей Шарый: 20 апреля стало известно имя пятого лауреата премии "Поэт", им стала московская поэтесса Инна Лиснянская. Ее стихи публикуются уже 60 лет. Лиснянская участвовала в создании неподцензурного альманаха "Метрополь", вышла из Союза писателей в знак протеста против исключения оттуда Виктора Ерофеева и Евгения Попова, несколько лет после этого публиковалась только за рубежом. Автор более чем 20 книг стихов. Лауреат многих премий, в том числе Государственной премии России. Что касается премии "Поэт", то это крупнейшая в России поэтическая премия, крупнейшая по размеру призового фонда, учреждена она в 2005 году РАО "ЕЭС России". Теперь ее финансирует некоммерческий фонд "Энергия будущего". Говорит председатель жюри премии и лауреат прошлого года, поэт Тимур Кибиров.

Тимур Кибиров: Мои чувства были совершенно предсказуемы. Я был очень рад и горд, рад в первую очередь тому, что это довольно для нашего брата крупная сумма, а горд, потому что, на мой взгляд, жюри действительно состоит из людей компетентных. Радость моя была связана с тем, что нужно было репетиторов дочери, я думал об этом с ужасом, потому что таких денег не было. Вот как раз премия подоспела.
Нагрудный знак выглядит чрезвычайно красиво, но мужчине его носить совершенно невозможно. Потому что это такое золотое перышко. Как брошка для женщины он вполне, по-моему, симпатичен. Мне трудно сказать, какое место эта премия занимает, насколько она престижна, поскольку я лицо заинтересованное. Поскольку я получил эту премию, мне кажется, что она необыкновенно важна и значима, может быть самая лучшая премия. Как минимум она одна из самых финансово обеспеченных, что немаловажно. Главное, что она все-таки не является просто в буквальном смысле поощрением поэта. За что спасибо устроителям? Они все это делают так, что поэзия становится неким информационным поводом. А это очень важно, поскольку просто напоминать нынешней публике, что эта область человеческой деятельности все еще существует.
Инна Львовна Лиснянская - замечательный поэт и, что еще реже встречается, чудесный человек. Не все поэты, даже очень талантливые, могут похвастаться сочетанием замечательных человеческих качеств с безусловной литературной одаренностью. Вот Инна Львовна, я немножко ее знаю, она именно такого рода литератор.

Андрей Шарый: А сейчас концептуальное мнение о поэзии и поэтических премиях. У микрофона Свободы литературный критик Николай Александров.

Николай Александров: Премия "Поэт" исключительна хотя бы потому, что она вручается именно поэтам. Можно вспомнить опыт других литературных премий, Премия Андрея Белого, можно вспомнить случай, когда премия Аполлона Григорьева, которая ныне благополучно прекратила свое существование, также награждала поэта Ивана Жданова. Тем не менее, "Поэт", отсюда само название, может быть даже намеренно несколько пафосное. Сегодня называть, тем более публично, принародно себя поэтом вряд ли кто-нибудь будет. В этом есть доля такой аффектированности. И как только эта аффектированность появляется, она сразу же заставляет вспомнить советский пафос, государственные премии, награждения лауреатством. Действительно странно, потому что лауреатство благополучно существует в США, там поэт-лауреат - это своего рода груз. Можно вспомнить лауреатство Иосифа Бродского, для которого это была целая работа. Не просто председательство в жюри, а вынашивание целых проектов. И многое из того, что Бродский придумал, на какое-то время прижилось не только в Америке, но и в Европе, и даже пришло к нам. Я имею в виду его удивительный проект - стихи в метро, его вопрос, если в каждом гостиничном номере, на Западе, по крайней мере, лежит Новый Завет или Священное Писание вообще, то почему не лежать поэтическим сборникам. У Бродского была его собственная, не только лауреатская, но поэтическая установка: поэзия - есть вершина литературного творчества. Здесь, конечно, без пафоса никак не обойтись.
В данном же случае, если говорить о премии "Поэт", этот оттенок советского пафоса чувствуется хотя бы по тому, что он подсказывается памятью. Премия вынуждена считать поэтические заслуги. А каким образом и как их можно посчитать? Не превращается ли этот учет заслуг, нет ли в этом оттенка номенклатурности? Собственно, когда он возникает, тогда мы говорим об этом советском привкусе. Этого оттенка очень трудно избежать. Для того чтобы премия была жива, для того, чтобы она награждала не устоявшиеся, пускай даже заслуженные, но ушедшие в историю литературы, а то, что продвигает поэзию дальше. Важно, чтобы эта премия стала стимулом, а не тормозом.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG