Ссылки для упрощенного доступа

Индульгенция для Лукашенко


Александр Лукашенко готов пересмотреть свое отношение к церкви - как к католической, так и православной
Александр Лукашенко готов пересмотреть свое отношение к церкви - как к католической, так и православной
Встреча Александра Лукашенко с Папой Римским планировалась довольно давно. Тем не менее, она оказалась синхронизированной с визитом белорусского президента в Прагу на саммит "Восточного партнерства".

О том, что означает такое совпадение, интервью Радио Свобода рассказал известный белорусский политолог Валерий Карбалевич.

- После 14 лет изоляции – сразу и Ватикан, и Прага. Такие совпадения бывают случайными?

- Совпадение случайно, но то, что его приглашают и в Ватикан, и в Прагу - уже закономерность. Прорвана международная блокада Белоруссии, начался диалог. В рамках этого диалога происходит и включение Белоруссии в программу "Восточное партнерство", и потепление отношений с Ватиканом, с которым, как и с католиками вообще, отношения у Лукашенко были достаточно напряженными. В начале своего правления, когда он собирался интегрироваться с Россией, и когда была поднята на щит православная идея, Лукашенко публично высказывал критику в адрес католиков. И что они, дескать, очень интенсивно пытаются развиваться в Белоруссии, что устраивают даже соревнования в строительстве костелов. Эти проблемы продолжались до самого последнего времени, когда католики требовали возвращения им костела святого Иосифа в Минске, были проблемы в Гродно со
Как-то митрополит Филарет так и сказал: господин президент, я пришел к вам, чтобы доложить о том, что происходит у нас в церкви. Это и есть модель отношений.
строительством костела, на которое власти не давали разрешения. В середине 90-х Белоруссию постоянно посещал патриарх Алексий II. А теперь, поскольку идея интеграции с Россией заморожена, началось движение в сторону Европы. Любопытный момент: обычно Лукашенко на Пасху приходит в православную церковь, произносит речь, и вообще - одним своим присутствием оказывает поддержку. А вот на этот раз он не пришел, что отметили все.

- В католическую церковь он приходил?

- Да, пару раз. А вот в православной церкви - два раза в год, регулярно, на Пасху и на Рождество… В принципе, если говорить об отношении Лукашенко и церкви, то оно простое: превратить церковь в один из инструментов своего влияния. В отношении православной церкви это почти удалось. Как-то митрополит Филарет так и сказал: господин президент, я пришел к вам, чтобы доложить о том, что происходит у нас в церкви. Это и есть модель отношений.

- Как и когда все-таки начался поворот Лукашенко к католикам?

- Я думаю, что он начался после той нефтегазовой войны конца 2006-го - начала 2007 года, когда Лукашенко понял, что российские субсидии скоро закончатся. Это движение ускорилось в августе 2008-го года, после кавказской войны. Именно тогда в Беларусь приехал высокопоставленный представитель Ватикана и Лукашенко пригласил Папу в Белоруссию.

- Насколько едина позиция белорусской православной церкви и президента по вопросу сближения с Ватиканом?

- Противоречия, безусловно, существуют. И они сейчас обостряются. Когда Лукашенко заявил, что приглашает Папу Римского в Белоруссию, пресс-служба Белорусского экзархата неодобрительно прокомментировала саму эту идею. Белорусская православная церковь несамостоятельна, она является частью Русской Православной церкви, и тут, безусловно, есть проблемы. Я думаю, что неслучайно Лукашенко ездил к патриарху Кириллу, чтобы как-то смикшировать этот свой визит в Ватикан, чтобы каким-то образом нейтрализовать негативную реакцию белорусского православной церкви.

- Позиция Московского патриархата для Лукашенко принципиальна?

- Я думаю, что все-таки тут большее значение имела позиция Ватикана. Он тоже выжидает. И хоть приглашение, например, Римского Папы в Беларусь было еще осенью, но вот уже прошло полгода, а реакции Ватикана на это приглашение пока нет.

- Реальны надежды Лукашенко выступить в этой ситуации посредником между Русской православной церковью и Ватиканом?

- Пока не очень, если исходить из официальных позиций и Ватикана, и Русской Православной церкви. Есть целый ряд проблем, и без их разрешения такая встреча вряд ли возможна. Может быть, что-то сдвинулось после того, как в России появился новый патриарх, а в Риме новый Папа.

- Но триумфальной для Лукашенко выглядит сама постановка вопроса. Если его приглашение в Прагу на "Восточное партнерство" сопровождалось какими-то оговорками и сомнениями, то приглашение в Ватикан выглядит полной индульгенцией. Насколько Европа осознает те перемены, которые сама инициировала в отношении Лукашенко?

- Вряд ли существует тесная координация между Ватиканом и, скажем, Брюсселем по поводу того, что делать с Белоруссией, хоть, понятно, есть общая связь и общий контекст. Скорее, Ватикан сейчас решает свои собственные проблемы, а проблемы есть. В Белоруссии достаточно значительное католическое меньшинство, и если вдруг Лукашенко заявляет, что он готов что-то обсуждать, подписывать какой-то договор, какой-то конкордат, приглашает Папу Римского, почему бы этим не воспользоваться, на протянутую руку не протянуть свою? Встречался же Римский Папа и Фиделем Кастро и с другими, скажем так, в политическом смысле антизападно настроенными политиками.
XS
SM
MD
LG