Ссылки для упрощенного доступа

"Пулитцер" во спасение


Александр Генис
Александр Генис
Раздавая каждой сестре по серьге, Пулитцеровская премия отмечает достижения в разных видах искусства, но предпочитает смежные с родной ей журналистикой. Даже в абстрактной музыке приз достался Стиву Райху, мастеру звукового коллажа. В его опусах - вполне по-репортерски - звучат настоящие паровозы, автомобили и подслушанная речь.

То же и с драмой. Победителям в этом году стала восходящая звезда, лауреат премии гениев, Линн Ноттидж, чья пьеса "Погубленная" идет сейчас в престижном Манхэттанском театральном клубе. В Конго, по разоренной гражданской войной стране, бродит, собирая несчастных девушек для своего заведения, хозяйка борделя Мама Нади. Это – сильный и противоречивый персонаж: она то ли эксплуатирует своих жертв, то ли спасает их. Соль пьесы – в почти газетной достоверности материала. Она написана по записям бесед с беженками, сумевшими вырваться в Америку из этого ада.

Однако даже такая изящная словесность – всего лишь обочина премии, созданной, чтобы возвеличить американскую прессу и отдать должное ее лучшим мастерам. Отсюда – разнообразие категорий, которые умеют вознаградить не только громкую тему или международный скандал, но и сугубо местный сюжет, расследование которого требует многомесячной настойчивости. Именно за это одну из премий получила 29-летняя Александра Берзон из "Лас-Вегас Сан". Она написала серию статей о высокой смертности среди строительных рабочих, торопящихся возвести новые казино. Вряд ли мир содрогнется от этой темы, но жизнь в одной, отдельно взятой "столице порока" станет чуть лучше.

Для всего остального есть "Нью-Йорк Таймс", добавившая к своим трофеям еще пять наград, что довело их общее число до заоблачного рекорда: 101 премия.

На этот раз, впрочем, главным был не список лауреатов премии, а она сама. Никогда за всю 92-летнюю историю награда не вручалась как сегодня – на передовой. Судьба бумажной прессы, задавленной сетевой конкуренцией, висит на волоске, который может перерезать кризис. В этой тревожной ситуации Пулитцеровская премия зовет Америку заново оценить свои газеты, напоминая стране мудрый урок Джефферсона. Правительству без прессы он предпочитал прессу без правительства.
XS
SM
MD
LG