Ссылки для упрощенного доступа

Убийство ректора Полярной академии Кермен Басанговой оказалось спецоперацией


Татьяна Вольтская
Татьяна Вольтская

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

Андрей Шарый: Сегодня петербургская пресса много пишет об обстоятельствах так называемой оперативной операции, которую провело Санкт-Петербургское управление внутренних дел с целью выявить заказчиков готовящегося преступления. Речь идет о сообщении об убийстве ректора петербургской Полярной академии, 35-летней Кермен Басанговой, находящейся на 8 месяце беременности. Сегодня стало известно, что злодеяние оказалось инсценировкой - спецоперацией.

Татьяна Вольтская: Петербургская пресса пестрит сообщениями о том, что леденящее кровь убийство беременной женщины, ректора Полярной академии Кермен Басанговой, по счастью, не состоялось. Газета "Мой район" рассказывает о том, что в Управлении уголовного розыска петербургского ГУВД была получена информация о неком молодом человеке, ранее судимом, который получил заказ на убийство Кермен Басанговой. Оперативникам удалось связаться с ним и склонить его к сотрудничеству. В результате тщательно спланированной операции были задержаны трое: Михаил Жаворонков, работающий в академии водителем, его отец Владимир Жаворонков, работник технического цеха академии, и проректор академии Владимир Лукин, являющийся, по версии следствия, заказчиком преступления. Их всех обвиняют в "приготовлении к совершению умышленного убийства группой лиц по предварительному сговору".
Более подробно о том, как была проведена операция, сообщает интернет-газета "Фонтанка". Инсценировка убийства была строго засекречена, даже сотрудники Фрунзенского РУВД, приехавшие во двор на Воронежской улице, откуда товарищ Кермен Басанговой, как было заранее условлено, увез ее в больницу, не знали о том, что убийства на самом деле не было. Свидетели рассказали, что они видели, как неизвестный молодой человек ударяет женщину ножом. Интернет-издание "Газета" даже сообщает о том, что с самой Кермен Басанговой были тоже проработаны все детали - вплоть до того, каким образом ей лучше упасть, чтобы не поверить ребенку, а на месте преступления было использовано для вящей убедительности химическое вещество, напоминающее кровь. В больнице у телефона сидел специальный сотрудник милиции и отвечал на вопросы так, чтобы
информация о том, что Басангова жива, никуда не просочилась. Все это позволило провести следственные мероприятия, не вызвав ни у кого подозрения. Даже вызов в Академию первого проректора Лукина выглядел естественно - под предлогом проверки ситуации. В прокуратуре сообщили, что уголовное дело по факту подготовки покушения на убийство было возбуждено заранее, накануне операции, 20 апреля, хотя знали об этом не многие. Сегодня известна уже и сумма заказа - 360 тысяч рублей. Частично она была передана в виде задатка, остальные деньги - после проведения спецоперации. Жаворонкова-младшего арестовали как раз во время передачи денег несостоявшемуся киллеру.
С этической точки зрения - неужели все-таки нельзя было обойтись без сообщения об убийстве молодой беременной женщины в прессе? Говорит журналист, заместитель генерального директора "Агентства журналистских расследований" Александр Горшков.

Александр Горшков: Видимо, смысл был в том, чтобы, грубо говоря, взять заказчиков преступления с поличным. Насколько я понимаю, при передаче денег от заказчиков к киллеру и произошли первые задержания. Можно ли было обойтись по-другому? Ну, а как? Наверное, это была бы более долгая оперативная комбинация с непредсказуемым результатом. Судя по всему, намерение расправиться с Кермен Басанговой было серьезным. Безусловно, это успех правоохранительных органов. Они блокировали так называемое место происшествия, туда не могли попасть посторонние. Никакой утечки информации не произошло. Было сделано все, чтобы убедить заказчика в том, чтобы этот заказ выполнен. Ну, это вообще дикая история, которая позволяет рассуждать о многом в какой-то морально-нравственной плоскости. Потому что речь идет о людях в возрасте, изрядно поживших, многое повидавших, и решиться на такое - на убийство беременной женщины - это уже вопрос, скорее, к инженерам человеческих душ.

Татьяна Вольтская: Кермен Басангова стала ректором Полярной академии всего 2 месяца назад. Вступив в должность она сразу занялась проверками финансово-хозяйственной деятельности учреждения и обнаружила большие нарушения, связанные с расходом бюджетных средств, в основном тех, которые предназначались для строительных работ, для обустройства общежития академии. Речь шла как минимум о 6 миллионах рублей. 70-летний Владимир Лукин, бывший проректором и при прежнем ректоре, которым была его собственная жена Азургет Шаукенбаева, занимался заключением договоров с фирмой-подрядчиком ЗАО "Строительная компания Реал-Проект-Строй". По словам Басанговой, обнаружив, что многие работы не оформлялись надлежащим образом, она объявила об этом узкому кругу сотрудников, потом - проверяющему из Москвы. Вскоре должна была приехать комиссия из Федерального агентства по образованию. Кермен Басангова считает, что результатом ее работы могли стать даже уголовные дела в отношении некоторых сотрудников академии. Она уверена, что именно поэтому ее и решили убить.

XS
SM
MD
LG