Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марк Крутов.
Виктор Нехезин: В минувшие выходные в нескольких городах России прошли акции протеста против произвола милиции. В Москве митинг на Триумфальной площади под лозунгом "Займись милицией, пока она не занялась тобой, организовало молодежное крыло "Народно-демократического союза", возглавляемого экс-премьером России Михаилом Касьяновым.
Готовы ли сегодня российские граждане помогать милиции больше, чем в начале 90-х годов? Что изменилось в работе правоохранительных органов с того времени? Об этом мой коллега Марк Крутов поговорил с бывшим начальником ГУВД Москвы Аркадием Мурашовым, возглавлявшим московскую милицию в 1991-92 годах.
Марк Крутов: Как, по вашему мнению, изменился уровень взаимодействия милиции с гражданами, например, с того времени, когда вы возглавляли ГУВД Москвы?
Аркадий Мурашов: Самое главное, что произошло, это положение дел с регистрацией обращений, заявлений граждан. Потому что в то время, когда я был начальником милиции, это был 1991-92 год, с этим дело обстояло из рук вон плохо. Статистика преступлений, раскрытия преступлений, которая велась, она ничего реально не отражала. В милиции старались заявления вообще не регистрировать, особенно о мелких правонарушениях или о каких-то неперспективных вещах. И ситуация усугублялась. Спустя несколько лет выявилось, что милиция не регистрировала даже тяжкие преступления, настолько пытались подогнать статистику под нужные политические цели. Вот при нынешнем начальнике милиции, при Пронине, прорыв произошел, удалось все-таки добиться большого прогресса. Конечно, по статистике, преступность в Москве выросла раза в 3-4, по-моему, но зато теперь каждое заявление регистрируются, особенно в службе "02", конечно. Вот этот вот рычаг, возможность взаимодействия, конечно, это то, о чем я мечтал в то время, чтобы это было, а сейчас это реально есть, и каждый звонок "02" регистрируется. Причем если по старинке человек несет заявление пешком в отделение милиции, то вот здесь еще возможно какое-то "отфутболивание". Но если человек позвонил по "02", официально заявляя о чем-то, здесь можно быть абсолютно уверенным, что каждый звонок фиксируется и каждый звонок будет поставлен на учет, потому что так устроена та информационная компьютерная система, которая сейчас есть в ГУВД.
Марк Крутов: Аркадий, вы упомянули службу "02", и в этой связи у меня такой вопрос. По вашему мнению, насколько сейчас распространено такое явление, как "стукачество"? То есть много ли звонков, которые поступают на этот телефон, касаются не каких-то правонарушений, а желания людей донести на своего соседа, возможно, по какому-то несущественному или не существующему поводу или сообщить о каком-то несуществующем правонарушении? Можно ли говорить о том, что вот эта массированная рекламная кампания не только положительным образом влияет на ситуацию с преступностью, но и добавляет лишнюю, ненужную работу?
Аркадий Мурашов: Да, конечно, "отфутболивание" было, но то, что вы называете "стукачеством", тоже не проходило или проходило в редких случаях. Сейчас, безусловно, этот фон огромный, и очень многие звонят, жалуясь на соседей, на что угодно. Есть люди просто по характеру склочные, неуравновешенные, вечные кляузники и жалобщики. Таких, к сожалению, в Москве хватает, и конечно, они создают ненужный фон. Но без этого не обойтись, это обычные издержки.
Марк Крутов: А вообще сейчас люди больше готовы помогать милиции, чем раньше?
Аркадий Мурашов: Трудно сказать. В то время, когда я был начальником, с 1 января 1991 года начались экономические реформы, отпущены были цены. Милиция и другие правоохранительные органы не были столь разъедены коррупцией. Ведь состояние нынешних правоохранительных органов самое тяжелое за эти годы, несмотря на то, что выросла техническое оснащенность. Но если говорить о коррумпированности органов, а также об их имидже в глазах населения, он пожалуй, самый низкий за все эти годы. Ситуация здесь не улучшилась, а, наоборот, многократно ухудшилась. И когда граждане по социологическим опросам в качестве главной угрозы жизни и здоровью, порядку в городе Москве называют само же московское правительство и московскую милицию, конечно, это вызывает большую тревогу. Но без глубоких реформ всей правоохранительной системы, что не прошло при Ельцин, а при Путине была сделана заявка, но в результате и Путин не смог ничего сделать для реформирования, хотя я знаю, что он был близок к принятию решения, но все-таки не решился на это, - пока этого не произойдет, я думаю, мы будем погружаться в эту пучину коррупции и неуважения людей в форме.