Ссылки для упрощенного доступа

Выставочный зал. Презентация в Государственном Историческом музее «Лицевого летописного свода» XVI века




Лиля Пальвелева: «Выставочный зал» - передача Радио Свобода о художественных, исторических и научных музеях и галереях.

В Государственном Историческом музее прошла презентация факсимильного издания шедевра древнего русского книжного искусства - так называемого «Лицевого летописного свода» XVI века.


Поясним значение непонятного здесь слова «лицевой». Лицевыми в Древней Руси называли иллюстрированные книги с изображениями людей, то есть «в лицах». Таких миниатюр в 10-титомной летописи времени Ивана Грозного ни много, ни мало – 17 тысяч, и ни одна не повторяет другую, подчеркивает известный историк, академик и автор вступительной статьи, которой снабдили факсимиле, Сигурд Шмидт.



Сигурд Шмидт : “Лицевой летописный свод» является едва ли не самой значительной иллюминованной, то есть иллюстрированной многотомной рукописью периода Средневековья XVI века. Значение не только в том, что здесь интересные данные по истории, это текст во многом не оригинален. Списки его имеются в других летописях. А в том, что иллюстративная часть является такой же частью повествования, как текст. Поэтому не случайно это было всегда темой междисциплинарных научных исследований. Не только историки, но историки литературы, языковеды, искусствоведы, археологи. Мы видим, как представляли историю, что казалось людям XVI века. Мы получаем представление не только об общественном сознании, но и о многих реалиях жизни государственной и политической. Не случайно, что здесь это демонстрируется в Историческом музее.



Лиля Пальвелева: Ну и еще потому, конечно, что три тома давным-давно уже разрозненного «Лицевого свода» хранятся в этом музее. Другие книги – в Петербурге: в Российской национальной библиотеке и в Библиотеке Российской академии наук. У каждого фолианта, как у человека, (так уж исторически сложилось) есть имя собственное: Синодальный том, Царственная книга, Музейский сборник и прочее, и прочее. Валерий Леонов, директор Библиотеки академии наук рассказывает о так называемом Хронографическом сборнике.



Валерий Леонов : Уникальный том – это Хронографический сборник, описывающий историю, начиная с древнего мира и заканчивая XVI веком. Этот Хронологический сборник в течение 40 лет принадлежал Петру Первому. Петр потом подарил его своей дочери. Этот Хронологический сборник читал патриарх Никон, академик Михаил Ломоносов. Это удивительный документ, потому что в нем собрана в сокращенном виде вся история мировой культуры, мировой цивилизации.



Лиля Пальвелева: Что знали о всемирной истории в средневековой Руси? Очень даже немало. Достаточно сказать, что в Хронографический сборник входят не только библейские книги, но также жизнеописание Александра Македонского и «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, который лично участвовал в осаде, штурме и взятии Иерусалима римлянами в 69-70 годах, так что его свидетельства принято считать надежным источником.


Как выразился один из исследователей, «Лицевой летописный свод» - это «историческая московская энциклопедия XVI века».


Десятитомный оригинал в факсимильном издании разросся до комплекта из 21 книги. Еще бы, ведь точную копию подлинника снабдили транслитерированным текстом, то есть, человек, плохо знающий древнерусский алфавит, может ознакомиться с памятником в современной графике. Еще здесь есть подробнейшие научные комментарии и самого разного рода указатели - для быстрого поиска нужной миниатюры, имени или географического названия. Издание «Лицевого летописного свода», утверждает Сигурд Шмидт, - это значительное культурное событие, ведь отныне несравненно более широкий круг людей сможет ознакомиться с памятником.



Сигурд Шмидт : Конечно, только теперь по-настоящему будут изучать «Лицевой свод». Я давно занимался. Моя первая печатная работа о миниатюрах, связанных с московским восстанием 547 года, была 50 лет назад. Но к рукописям же нельзя прикасаться. Это драгоценные, чрезвычайно неудобные, огромные рукописи. Я помню, как Марфа Вячеславовна тряслась надо мной, когда я рассматривал миниатюры. Теперь все получают возможность знакомиться и с миниатюрами, и замечательно подготовленным научным комментарием.



Лиля Пальвелева: Упомянутая Сигурдом Шмидтом Марфа Вячеславовна Щепкина много десятилетий возглавляла Рукописный отдел Исторического музея. И как же надо было тревожиться за бесценный памятник древнерусской письменности, к которому, заметим, прикасались далеко не случайные руки, если академик Шмидт не забыл об этом спустя полвека!


Теперь реликвию без крайней необходимости можно не тревожить – факсимиле настолько похоже на оригинал, что отличить его можно только по обрезу. У новых томов он девственно белый, у старых – потемневший от времени. Слово Харису Мустафину, генеральному директору издательской фирмы «Актеон», осуществившей выпуск «Лицевого летописного свода».



Харис Мустафин : Не буду говорить про то трепетное чувство, которое испытал, когда впервые прикоснулся к этому выдающемуся памятнику. Когда решили взяться за эту работу, естественно было желание сделать так, чтобы не было стыдно за эту работу. Удалось сконцентрировать самую лучшую технику, которая есть сейчас в мире. Это техника именно XXI века. Не без гордости могу сказать, что удалось целый ряд технологических решений придумать с тем, чтобы в кротчайшие сроки выполнить эту работу на достойном качестве. Сейчас мы представляем только треть того материала, который является «Лицевым летописным сводом». Но то, что получается, уже получается достойно. Нам не стыдно за свою работу.



Лиля Пальвелева: Впервые, и 400 лет спустя после их создания, эти рукописные книги оказались напечатанными. Страницы увесистых, от 7 до 8 киглограммов, фолиантов в кожаных переплетах ручной работы на презентации в Историческом музее переворачивали в белых перчатках. Это издание – подлинное произведение полиграфического искусства. «Наверное, очень дорогое?» - спрашиваем мы Хариса Мустафина.



Харис Мустафин : Что касается возможности приобретения издания. Сразу могу сказать, что мы не предполагаем торговать национальными раритетами. Мы готовы изготовить под заказ всем желающим. Считаем, что эти материалы должны быть во всех крупнейших университетах, во всех библиотеках областных, республиканских. Считаем, что если люди, коллекционеры, интересуются, они тоже должны иметь право каким-то образом получить этот уникальный материал. Под заказ будем изготавливать. Сразу могу сказать, что это очень трудоемкое дело. Поэтому вопрос о цене будем обсуждать конкретно. Потому что многое будет зависеть и от переплета, и от формы издания. Пока у нас есть четкие договора с хранителями, что мы изготавливаем именно в таком виде – в виде факсимильного издания, идентичного оригиналу.



Лиля Пальвелева : Сколько экземпляров сейчас?



Харис Мустафин : Мы только сейчас приступили к изготовлению. Вы видите первый экземпляр, можно сказать, нулевой.


Что касается доступности электронного вида, то поскольку транслитерация (перевод на современные символы) был выполнен уже вне рамках договора в прямых с хранителями, результат этой работы является собственностью нашей компании. Мы планируем самым широким образом ознакомить научную и культурную общественность с этой работой. Будем эти материалы издавать, может быть, в упрощенном виде, с точки зрения оформления, но большими тиражами.


Что касается электронного вида, мы рассматриваем эту работу тоже. Мы не видим здесь проблем. Потому что именно в электронном виде вся наша работа выполняется. Вообще, мы мечтаем, чтобы наше издание было во всех профильных университетах страны, чтобы это было доступно и в библиотеках, чтобы с нашими национальными раритетами могли познакомиться и за рубежом на факультетах славистики в крупнейших университетах мира.



Лиля Пальвелева: Более всего издатели гордятся тем, что не нанесли «Лицевому летописному своду» ни малейшего вреда. Они пользовались специализированным книжным сканером, позволяющем соблюдать щадящий режим - бесконтактный, потому что программное обеспечение позволяло виртуально выравнивать изогнутые листы толстых томов, и с кратковременным облучением узким лучом без ультрафиолета (при одном этом слове – ультрафиолет - музейщики всегда вздрагивают).


XS
SM
MD
LG