Ссылки для упрощенного доступа

Предварительную победу в Сочи одерживает Анатолий Пахомов


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марк Крутов и исполняющий директор ассоциации "Голос" Лилия Шибанова.

Марк Крутов: Выборы мэра Сочи. По предварительным данным победу одерживает кандидат от "Единой России" Анатолий Пахомов. С официальными данными не согласны некоторые соперники Пахомова на выборах - это в первую очередь Борис Немцов, который заявил, что намерен обратиться в суд. Сейчас рядом со мной в студии мой коллега Марк Крутов.
Марк, какие основания у Бориса Немцова для того, чтобы обратиться в суд?

Марк Крутов: Точно о том, какие основания узнает только суд и журналисты, которые будут за ним наблюдать. Но в общих словах речь идет о том, что, по данным штаба Немцова, по данным опросов избирателей на выходе с избирательных участков, господин Пахомов, кандидат от "Единой России", набрал гораздо меньше голосов, чем сейчас сообщает избирком. Напомню последние данные, они поступили чуть позже 8 часов утра по Москве. Так вот по этим данным за Пахомова проголосовало почти 77 процентов избирателей, а по данным штаба Немцова - чуть более 45 процентов, то есть разница довольно существенная.

Михаил Саленков: Марк, я уточню у вас. Звучат ли такие заявления, что выборы были сфальсифицированы?

Марк Крутов: Нет, таких заявлений, надо отметить, от штаба ни одного из кандидатов - ни Бориса Немцова, ни кандидата от коммунистов Юрия Дзагания - не звучит. Напрямую о фальсификации выборов никто из этих кандидатов не заявляет. Пока речь идет только о том, что какие-то иски будут поданы. Речь, действительно, идет о серьезных нарушениях. Они приводятся и независимыми наблюдателями, и сами кандидаты говорят о нарушениях. Но главный инструмент, благодаря которому (предположительно мы можем говорить) возможно были как-то сфальсифицированы итоги выборов (на это намекают все кандидаты) - это итоги предварительного голосования, то есть голосование избирателей, которые якобы по каким-то причинам не могли присутствовать в городе в момент выборов. Даже речь идет не только о том, что эти результаты сфальсифицированы, а о том, что само число проголосовавших досрочно явно завышено.

Михаил Саленков: Видимо, звучит такое словосочетание как административный ресурс в данном случае.

Марк Крутов: Это другой уже разговор. О том, как использовался административный ресурс кандидатом Пахомовым, сообщали все кандидаты и жаловались на это неоднократно. Сейчас основная их претензия в том, что, по их мнению, слишком большое количество избирателей (необоснованно большое) проголосовало досрочно, а значит они подозревают, что кто-то возможно голосовал два раза, возможно были какие-то мертвые души. Весь набор подобного рода технологий.

Михаил Саленков: Мы сказали, что Борис Немцов собирается обращаться в суд в связи с тем, что большое количество людей проголосовало досрочно. А чего требуют представители Коммунистической партии? С чем не согласен депутат Дзагания?

Марк Крутов: С тем же самым. Другое дело, что пока от них никаких заявлений о подаче иска в суд не поступало к этому утру. Но они говорят ровно о том же самом, что из-за сомнительных результатов досрочного голосования Анатолий Пахомов, нынешний исполняющий обязанности мэра Сочи, набирает столь большое количество голосов. Естественно, ни о каком втором туре сейчас речь не идет. 77 процентов голосов.

Михаил Саленков: Спасибо, Марк!
А сейчас послушаем, что говорят нам наблюдатели. Несколько сотен наблюдателей на выборах мэра Сочи присутствовало. Они следили за тем, как шло голосование. О допущенных на выборах нарушениях мы побеседовали с исполняющим директором ассоциации "Голос", которая занимается наблюдением за выборами в российских регионах, за федеральными выборами, Лилией Шибановой.

Лилия Шибанова: Даже глядя на чистую статистику, мы видим, что выборы сделаны фактически на досрочном голосовании. По существу, более 25 процентов граждан проголосовало досрочно в то время, как по нашему законодательству, более 1 процента голосующих досрочно (потому что даже проголосовавших даже более 1 процента) вызывают некие сомнения в том, что это голосование было добровольным. Здесь такое голосование организовано более 25 процентов от проголосовавших. В этой ситуации надо говорить, что это была основная технология. Фактически то, что видели представители разных штабов и давали такую информацию, они показывали, что как раз досрочное голосование было организовано - был подвозы на автобусах и так далее.
Самое главное нарушение, которое мы сейчас видим, - это то, что не соблюдалась обязательная норма. При досрочном голосовании более 1 процента должны стоять на этих бюллетенях отдельно дополнительные печати. Они по требованию наблюдателей могут считаться отдельно. Так вот - печати нет. Сейчас, когда начнется подсчет голосов, невозможно будет разделить голосующих досрочно и проголосовавших в день выборов и посмотреть. Это первое.
Второе - это то, что очень много было жалоб от штаба КПРФ, от штаба Немцова о том, что просто препятствовали проведению самой предвыборной кампании. Это и разного рода изъятия агитационных материалов, срывы в возможностях размещать информацию через рекламные агентства, и возможность встречаться с избирателями. Все, что возможно было использовать в качестве препятствия к проведению нормальной агитации, оно использовалось.
Эти все моменты, как бы складываясь в общую картину, показывают, что, конечно, нормальной политической конкуренции на выборах не было. Была такая хорошо организованная административная кампания в пользу одного из кандидатов. Результаты, по-видимому, которые избирком обещает уже к 10 часам выдать, говорят о том, что эти результаты мы уже знаем. Скорее всего, победил бы и так представитель от правящей элиты. Тем не менее, это же выборы, которые могли вылиться во второй тур. Я думаю, что то, что делалось административным давлением, это была задача провести выборы в одни тур.
Я думаю, что кандидаты, конечно, попытаются проводить оспаривание результатов, но все дело в том, что это будет очень трудно. Я еще раз повторяю, все, что можно было сделать, это, конечно, проверить структуру досрочного голосования. Если бы она очень сильно отличалась от общей структуры результатов в день голосования, можно было бы оспаривать вообще результат. Комиссия подсуетилась и не ставила никаких отметок на этих бюллетенях. Теперь, к сожалению, в нашем законодательстве нельзя отменить результаты выбора по несоблюдению процедуры. Вот это то, о чем "Голос" постоянно говорит, что, к сожалению, наше законодательство не позволяет отменять результаты выборов при несоблюдении процедур. Можно как угодно нарушать процедуры выборов и в результаты выборы потом будут действительны. В этом очень серьезная проблема. Эту проблему можно решать только законодательно.

Михаил Саленков: В эфире Радио Свобода была исполняющий директор ассоциации "Голос" Лилия Шибанова.
XS
SM
MD
LG