Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты предупреждают о тяжелой демографической ситуации в России


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.

Кирилл Кобрин: "Россия перед лицом демографических вызовов" - такой теме посвящен доклад о развитии человеческого потенциала за 2008 год, который в рамках проекта развития ООН представили ведущие российские эксперты. Демографическая ситуация в стране тяжелая, население сокращается. Экономические последствия этого процесса, если не принять срочных мер, могут оказаться просто катастрофическими.

Тамара Ляленкова: Проблемы демографии ООН сочла для России самыми важными, что не удивительно: в 2004 году Россия по продолжительности жизни обоих полов занимала последнее место среди 33 европейских стран, а динамика младенческой смертности до сих пор в три раза выше, чем в большинстве развитых стран. Кроме того, сегодня, по мнению директора Института демографии Государственного университета Высшая школа экономики Анатолия Вишневского, наступил критический момент.

Анатолий Вишневский: Имеющиеся прогнозы предсказывают, что население России будет продолжать сокращаться до 2050 года. Население России по среднему варианту прогнозов сократится на 11 миллионов человек, а население в рабочем возрасте сократится на 14 миллионов человек. То есть, по сути, оно сокращаться примерно на миллион в год и возрастные соотношения будут резко ухудшаться. То есть нагрузка иждивенцами, которая в предыдущем периоде сокращалась, а теперь она начинает расти и очень сильно. Потому что если у нас тут было примерно 580 иждивенцев на тысячу людей трудоспособного возраста, то к 2025 году этот показатель превысит 800, то есть он увеличится на треть. А ведь иждивенцы - это не просто число иждивенцев, это потребность в новых и больших социальных расходах. У нас не очень хорошо с социальными расходами и сейчас в условиях очень благоприятной, едва ли не самой благоприятной в смысле нагрузки за все послевоенное время ситуации. Действительно последние годы были отмечены позитивными тенденциями и в рождаемости, и в смертности. Но этому будет противостоять резкая, почти по вертикали падает число потенциальных матерей, и перекрыть это падение ростом рождаемости не представляется возможным. И это изменить нельзя. Речь идет о людях, которые уже родились, уже живут, мы знаем, сколько их будет.

Тамара Ляленкова: Сможет ли Россия в условиях демографического спада после кризиса восстановить высокие темпы экономического роста? На этот вопрос попытался ответить президент фонда "Центр стратегических разработок" Михаил Дмитриев.

Михаил Дмитриев: Прежде всего, гипотеза. Согласно докладу Всемирного банка 2006 года, который был посвящен оценкам вклада различных факторов в большинстве стран мир в создание общественного богатства, Россия выглядит аутсайдером. Вообще, вклад нематериальных активов, которые являются по сути дела показателем вклада человеческого капитала, этот вклад растет по мере уровня развития стран. Он минимален в малоразвитых странах - 60 процентов в среднем и максимален в развитых странах - до 80 процентов. В России вклад нематериальных активов порядка 15 процентов ВВП. Это невероятно низко, мы здесь в группе стран-аутсайдеров: Молдова, Габон, Венесуэла, страны такого типа, они похожи на нас. Даже энергосырьевая страна Норвегия, где вклад природных ресурсов гораздо выше, чем в других развитых странах, все равно даже в Норвегии 60 процентов общественного богатства создается за счет нематериальных активов. Отсюда гипотеза. На самом деле эффективность использования наших человеческих ресурсов, даже тех, которые есть, способна вполне компенсировать потери в экономическом росте от снижения численности населения. Мы эту гипотезу проверяли. Даже чисто формальные оценки говорят, что за счет доведения вклада человеческого капитала в создание общественного богатства хотя бы до уровня среднеразвитых стран в России можно до 2020 года дополнительно получить 3 процента прироста ВВП в год. Это как раз и есть разница между инерционным и инновационным сценарием в концепции долгосрочного развития страны.
Мы проверили эту гипотезу по ряду направлений улучшения вклада человеческого капитала, касающихся здоровья и снижения смертности, повышения экономической активности, увеличения занятости, в том числе среди инвалидов, увеличения продолжительности рабочего времени, повышения межотраслевой и межрегиональной мобильности и вклада международной трудовой иммиграции. Даже если мы в России трудовой вклад инвалидов увеличим до уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития, это эквивалентно появлению более чем трех миллионов рабочих рук на российском рынке труда.

Тамара Ляленкова: Оксана Синявская, заместитель директора Института независимой социальной политики, перечислила группы населения, за счет которых можно увеличить число работающих граждан.

Оксана Синявская: Мы выделили четыре такие группы. Первая из них - это, безусловно, молодежь, потому что все данные социологических обследований, статистики свидетельствовали о том, что барьеры на вход на рынок труда продолжают увеличиваться. И с молодежью тесно связана другая группа, а именно матерей. Несмотря на то, что мы гордимся тем, что, казалось бы, женская занятость в России сохраняется на высоких уровнях, близких даже к скандинавским странам, это иллюзия, которая не учитывает особенности жизненного цикла занятости женщин в России. Две другие группы, пожалуй, более традиционно рассматриваются, когда идет дискуссия о том, за счет чего же можно поднять занятость в России. Во-первых, эта группа - категория инвалидов, поскольку общеизвестно, что занятость инвалидов в России находится на чрезвычайно низком уровне. Но, тем не менее, проблема даже не в этом. Отсутствие развитой системы социальных услуг по уходу за больными, нетрудоспособными членами общества приводит к тому, что и не инвалиды, имеющие в составе своих семей инвалидов, вынуждены уходить с рынка труда, чтобы ухаживать за ними. Часто говорят о возможности повышения занятости среди пенсионеров. Тем не менее, за последние годы мы сталкивались и так с очень бурным ростом занятости среди пенсионеров. В 2007 году примерно каждый четвертый пенсионер уже работал. Если мы посмотрим на состав занятых, то увидим, что в общем числе занятых каждый шестой и так уже был пенсионером.

Тамара Ляленкова: К числу потенциальных работников, о которых рассказала Оксана Синявская, прибавляется так же поток трудовых мигрантов. Однако низкий уровень квалификации делает их присутствие в российской экономике недостаточно эффективным и во всех перечисленных экспертами вариантах развития человеческого потенциала, способных улучшить ситуацию, звучало одно: необходимо перестраивать всю социальную систему, иначе Россия станет не только демографически бедной, но экономически отсталой страной.
XS
SM
MD
LG