Ссылки для упрощенного доступа

В Страсбурге продолжает работу сессия ПАСЕ


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Страсбурге Данила Гальперович.

Александр Гостев: В Страсбурге продолжает работу сессия ПАСЕ. И сегодня там должны были обсуждаться отношения России и Грузии. На сессия работает специальный корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович, он сейчас с нами на связи.
Данила, насколько я знаю, сегодня в Страсбурге российским представителям предъявлялись, скажем так, определенные претензии, и на эти претензии российские представители давали какие-то свои ответы. Могли бы мы начать нашу беседу именно с этого нюанса.

Данила Гальперович: Да, конечно. России предъявлялись претензии в том, что это уже третья сессия ПАСЕ, и за предыдущие две после войны России с Грузией России были предъявлены, в общем, совершенно очевидные и обязательные к выполнению условия. В частности, возвращение войск на позиции до военного конфликта, допуск международных наблюдателей от самых разных организаций в зону конфликта и какая-то добрая воля по установлению контактов с грузинской стороны, хотя бы на уровне ПАСЕ. И докладчик по первому вопросу, а первый вопрос как раз и был о состоянии России и Грузии после конфликта, бельгиец Люк Ван ден Бранде сделал вывод: если Грузия выполнила, скажем так, не все требования Совета Европы, то Россия не выполнила большинство из них, причем самые важные. Фактически Люк Ван ден Бранде ясно подтвердил, что "институциональная позиция Российской Федерации относительно двух сепаратистских регионов остается неприемлемой" для Совета Европы. Небольшой прогресс, по оценке Люка Ван ден Бранде, был достигнут как в смысле безопасности в регионе, так и в допуске наблюдателей от Европейского союза, ООН и ОБСЕ. И Совет Европы недоволен тем, что большинство из обязательств Российской Федерации не были ею соблюдены.
В другом докладе, который был основным и по которому принималась резолюция, в отличие от информативного доклада Люка Ван ден Бранде, вот другой доклад был о гуманитарных последствиях войны между Россией и Грузией, то есть о том, как война коснулась тех людей, которые живут на этих территориях, каковы для них последствиях. И его автор - председатель Комитета ПАСЕ по миграции и беженцам Кориен Йонкер - отмечает, что осетины, бежавшие от конфликта, в основном вернулись в свои дома, а грузины - в основном нет, так как большинство грузинских домов сравняли с землей. И Кориен Йонкер делает очень серьезный вывод, серьезный на международном уровне. Она говорит, что, совершенно очевидно, собственность грузин уничтожалась для того, чтобы сделать невозможным какое бы то ни было их возвращение назад. И лично для Кориен Йонкер, и эту оценку разделили в результате многие члены ПАСЕ, это означает, что присутствовало намерение этнически очистить эту территорию от грузин. Никакой ответственности за это разрушение, по ее словам, практически никто не понесграбил. С кем бы Кориен Йонкер ни разговаривала, по ее словам, безопасность остается главным моментом беспокойства не только для фактических властей региона, но и для простых жителей. Они опасаются дальнейших атак грузинской армии.
Надо сказать, я очень внимательно следил за настроением в зале, и есть вот некая растерянность. Ассамблея третий раз обсуждает вопрос российско-грузинской войны и ее последствий - и третий раз говорится России, что "вы должны выполнить хотя бы то, о чем вы говорили, договариваясь, когда Дмитрий Медведев договаривался с Николя Саркози, то есть международные наблюдатели точно должны быть в регионе, войска точно должны отойти, а вы, наоборот, строите военные базы". И вот это недовольство растет, это совершенно очевидно. Но, тем не менее, в самой резолюции по гуманитарным последствиям нет, например, каких-то очень жестких вещей, например, угрозы того, что Россия будет удалена из Совета Европы. И может быть, поэтому Константин Косачев, глава российской делегации в интервью Радио Свобода относительно спокойно реагировал на доклад. Я предлагаю послушать, что он говорил.

Константин Косачев: Что касается гуманитарных аспектов этой ситуации, нас резолюция вполне устраивает. Мы здесь не хотели бы внедряться в какие-то дипломатические дискуссии, поскольку речь действительно идет о попытке Ассамблеи оказать реальную помощь людям. И мы такую линию, безусловно, поддерживаем. Вот в тех частях, где в эту гуманитарную резолюцию были внедрены какие-то политические оценки, мы можем высказывать только разочарование, потому что это лишь затрудняет соответствующую гуманитарную работу, а не облегчает ее.

Данила Гальперович: Далее я спросил Константина Косачева, как же он смотрит на то, что все больше и больше людей в Ассамблее недовольны тем, что Россия никак не реагирует, более того, опять же строит военные базы. И вот здесь впервые, пожалуй, в беседе со мной руководитель российской делегации не исключил того, что может дойти до исключения России из Совета Европы. Он сказал, что он не отметает не один из тех вариантов, которыми может закончиться эта долгая дискуссия. А пока Парламентская Ассамблея Совета Европы говорит о том, что она будет продолжать поднимать эту тему фактически каждую сессию или через сессию, пока те условия, которые обязалась когда-то соблюдать Россия, не будут ею соблюдены. Ну, или до какого-то другого результата.
XS
SM
MD
LG