Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие политолог Владимир Прибыловский.
Андрей Шарый: Генерал Пронин отправлен в отставку не приказом своего начальника, министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, а прямым велением президента Дмитрия Медведя, причем мэра Москвы Юрия Лужкова об этом кадровом решении в известность заранее не ставили. О политической перспективе Юрия Лужкова я беседовал с известным московским политическим экспертом, хорошо знающим расстановку силовых групп в кремлевском руководстве, Владимиром Прибыловским.
По новому закону, назначение начальников главных управлений внутренних дел, назначение и смещение таких начальников уже, кажется, не обязательно согласовывать с руководителями регионов. Вот раньше такое согласование просто было обязательным. Пару лет тому назад или немножко раньше, во всяком случае, при Путине, этот закон несколько скорректировали. Но, тем не менее, практика оставалась, что все-таки с руководителями регионов, по крайней мере, советуются, или уж как минимум предупреждают. А тут вот Лужков заявил, что якобы его поставили перед фактом. Я думаю, что Медведев просто решил показать, что у него все-таки есть какая-то власть. Лужков - это тот человек, который умудрялся не только Ельцина, но и Путина игнорировать.
Андрей Шарый: Как-то скажется вся эта ситуация на политических позициях группы Лужкова, как вы считаете?
Владимир Прибыловский: Я думаю, что это ослабит Лужкова и его клан. Ну, все-таки Пронин был таким верным лужковцев, державшим руку на пульсе Москвы. Правда, я не думаю, что бывший заместитель Пронина в какой-то там оппозиции к Лужкову, но, тем не менее, Пронин был для Лужкова ценен, они сработались. Что касается, так сказать, для пользы дела, то Пронин - это классический не правоохранитель, а кремлеохранитель, милиционер, который охраняет начальство, а на народ ему наплевать.
Андрей Шарый: Понятно, что назначение генерала Иванова, бывшего заместителя Пронина, может быть и временным решением. Есть основания полагать, что в московскую милицию, по крайней мере, придет другой клан какой-то?
Владимир Прибыловский: Это может произойти только если существует решение на федеральном уровне убрать Лужкова. Лужкову прочили отставку много раз, и он пережил всех, кто прочил ему отставку. Он, с одной стороны, недостаточно удобен, так сказать, способен на фрондерство, но, с другой стороны, он наилучшим образом обеспечивает для Кремля лояльность москвичей. И это вот бабушка надвое сказала: если решено Лужкова убирать, то и ментов его почистят, а если решено его оставлять, то, я думаю, что, скорее всего, тот же Иванов тогда и останется.
Андрей Шарый: Чудовищная история с этим майором Евсюковым, однако если бы не жизни этих людей и не раненые в больницах, то, в общем, она была бы такой, скорее, трагикомической. В общем, еще учитывая, что женат он, как сейчас сообщают средства массовой информации, на бывшей солистке группы "Стрелки". Как вы считаете, именно просто чудовищность этой истории, то, как пытались этого майора выгораживать генералы, делая вид, что ничего не произошло особенного, подвигло Медведева на такое решение или это, может быть, начало каких-то крупных перестановок в Министерстве внутренних дел?
Владимир Прибыловский: Ну, у нас ведь уже было чудовищное событие - это "японский"(?) погром в Москве после футбольного матча, после которого Пронин даже, вроде, подавал в отставку, но ему Грызлов эту отставку не удовлетворил, разумеется, тоже по согласованию с Лужковым. Грызлов, может быть, и удовлетворил бы, но Лужков заступился, не позволил. Но, с другой стороны, переходит, в конце концов, количество в качество, количество таких безобразий. Трудно сказать. Вот я подозреваю, что это решение оставлять Лужкова или не оставлять, а соответственно, весь его клан, в том числе, милицейское оцепление, этого решения, может быть, просто еще нет. И может быть, по поводу этого решения существуют разные вгляды в дуумвирате или в триумвирате. Может быть, Путин думает так, Сечин - по-другому, а Медведев - вообще третье. Мы не знаем всей этой внутренней кухни. Разумеется, Медведеву совершенно Лужков не дорог, но Кремль в целом нуждается, как мне кажется, в таком градоначальнике, как Лужков. То есть у них проблема в том, кем Лужкова заменить. Честно говоря, найти в рядах милиции замену к лучшему тоже нелегко. Если искать в рамках московской милиции, это неизбежно будет из лужковских людей. Искать, как того же, кстати, Пронина из Курска в свое время перевели, в общем, это все сложновато. Вообще, все эти будут перемены серьезные в милиции или не будут, это зависит от того, что решили делать с самим мэром.
Андрей Шарый: А Рашид Нургалиев, министр внутренних дел, это сильный министр, с какими-то политическими позициями, у него есть свои люди какие-то?
Владимир Прибыловский: Нургалиев просто-напросто ставленник Патрушева. Патрушев, правда, сейчас сильно "упал в цене", он всего-навсего секретарь Совета безопасности, но дело в том, что Патрушев, когда пришел на ФСБ, он ставил своих людей, получилось так, во главе милиции. То есть сейчас, конечно, непонятно, что сильнее - Нургалиев или Патрушев, но они из одной группировки такого карельского ответвления питерских чекистов.
Андрей Шарый: Вся эта ситуация замыкается только на Медведеве, который и вершит сейчас правосудие силой своего президентского пера чернильного, или там и Путин тоже как-то действует?
Владимир Прибыловский: Я все-таки придерживаюсь той точки зрения, что у нас страной правит по-прежнему Путин. Хотя, может быть, это через какое-то время изменится. Является ли вот это решение, по виду самостоятельное, симптомом того, что что-то начинает меняться или Медведев позвонил Путину и попросил разрешения на этот шаг, я, как и все, не знаю.