Ссылки для упрощенного доступа

Амстердамский суд обязал "Роснефть" выплатить 13 миллиардов рублей компании "ЮКОС Кэпитал"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Людмила Телень.
Андрей Шарый: Еще об одном судебном деле, связанном с компанией ЮКОС. Несколько неожиданное решение Амстердамского апелляционного суда. Он обязал компанию "Роснефть" выплатить около 13 миллиардов рублей компании "ЮКОС Кэпитал". Пять лет назад эта компания выдала займ другой структуре ЮКОСа - компании "Юганскнефтегаз", которая после разгрома ЮКОСа перешла под контроль государственной компании "Роснефть". А "Роснефть" решила долг не возвращать, и добиться возврата денег в России "ЮКОС Кэпитал", а эта компания подконтрольна бывшим менеджерам ЮКОСа, не удалось. И вот теперь суд постановил удовлетворить требования истца в Нидерландах. О том, что означает это решение суда для компании "Роснефть" и России, с финансовым аналитиком Андреем Сотником беседовала моя коллега Людмила Телень.

Людмила Телень: Не кажется ли вам, что шум, вокруг этого решения, не вполне адекватен его сути? В конце концов, что такое 13 миллиардов рублей для крупнейшей нефтяной компании России, такой как "Роснефть".

Андрей Сотник: Дело, в общем, не в сумме, а в прецеденте. Заработал механизм, с помощью которого иностранные бизнес-структуры могут изъять деньги у российских компаний, подконтрольных государству. Конечно, в том случае, если эти госкомпании нанесли иностранному бизнесу или частным лицам ущерб. Повторю, главное, на что стоит обратить внимание - на то, что речь идет о российской государственной компании. Напомню, что существует еще иск американских миноритариев ЮКОСа с требованием взыскать деньги за нанесенный им ущерб. И снова к тем компаниям, которые контролирует государство: "Роснефть", "Газпром", "Газпромнефть", "Роснефтегаз", "Байкалфинансгрупп".

Людмила Телень: И что, есть основания надеяться на то, что "Роснефть" возьмет под козырек и исполнит решение амстердамского суда?

Андрей Сотник: Основные активы (наличные валютные средства собственные и заемные, пакеты акций, права на разработку полезных ископаемых, т.е. лицензии, и др.) большинство серьезных российских компаний хранят за границей. "Роснефть" - в этом ряду. То есть большая часть ее активов находится в юрисдикции иностранных судов. И соответственно они могут быть их решениями изъяты.

Людмила Телень: И никаких способов уклониться от исполнения этих решений у "Роснефти" нет?

Андрей Сотник: Кроме единственного: представить в тех же иностранных судах документы, которые бы подтверждали правоту той же "Роснефти" или любого другого российского ответчика. Но именно это наши госкомпании делать не привыкли.

Людмила Телень: В иске американских миноритариев в качестве ответчиков назван и ряд частных лиц - высокопоставленные российские чиновники. Если американский суд пойдет по пути голландского, им что-то грозит?

Андрей Сотник: Кое-что грозит, безусловно, грозит их благосостоянию. Это при советской власти "расхитители социалистической собственности" хранили деньги, золото с бриллиантами в стеклянных банках на огородах и дачах, где их опера и выкапывали. Сегодня российская элита предпочитает держать деньги на счетах в зарубежных банках. Поэтому у частных лиц, поименованных в исках зарубежных акционеров ЮКОСа в случае их проигрыша в суде деньги могут быть изъяты элементарно: достаточно арестовать их зарубежные счета. И это будет существенно эффективней, чем многократно и шумно декларируемая российскими властями "борьба с коррупцией".
В цивилизованных странах есть специальные службы, которые пристально следят за сомнительными деньгами. Да и дети ряда российских фигурантов живут и тратят папо-мамины денежки за границей. В итоге у меня нет ни малейших сомнений в том, что решения западных судов будут исполнены.

XS
SM
MD
LG