Ссылки для упрощенного доступа

С нами снова говорит "Телевизор"


Михаил Борзыкин
Михаил Борзыкин
Михаил Борзыкин и его группа "Телевизор" 30 апреля сыграли в Москве. Повода - два: 25-летие группы и презентация нового альбома "Дежавю", к которому лучше всего подходит определение "антикремлевский".

"Священным союзом царя и совка бредит кремлядь" - не самая рискованная строчка из новых песен "Телевизора", которые составили свежий альбом "Дежавю". Только что отыграв юбилейный концерт в питерском ДК Ленсовета - на площадке, уже в 80-х ставшей культовой для отечественных рок-музыкантов - Михаил Борзыкин привез группу в Москву, чтобы выступить в клубе Б2.

"З.А.К.А.Т." - "Зоопарк", "Аквариум", "Кино", "Алиса", "Телевизор". По этой аббревиатуре лет двадцать назад поклонники отечественной рок-музыки узнавали своих. Впрочем, и своим новым альбомом, и интервью для Радио Свобода Михаил Борзыкин ясно дает понять: статус реликта далеких времен - не для него. Хотя бы потому, что со времен классического перестроечного хита "Телевизора" "Твой папа - фашист" мало что изменилось; deja vu, как и было сказано.

- В вашей новой песне "Пока мы сидим" есть припев: "Менты убивают молодых". Напророчили нам майора Евсюкова?

- Все это - звенья одной и той же цепи. Что вот это происшествие с Евсюковым, что, допустим, гораздо менее трагичный эпизод у нас в Петербурге, с милицейским полковником Крецу. Он никого не убил, но вел себя приблизительно таким же образом - совершенно неадекватно. Устроил скандал в кафе, начал справлять малую нужду на посетителей с криками "я начальник Приморского ГУВД и вы мне ничего не сделаете, я вас всех сейчас пересажаю здесь". Явление уже приобретает систематический характер: безнаказанность рождает шизофрению. Я подозреваю, что этим людям приходится вести, как минимум, две абсолютно противоположные жизни - отсюда вот эти психические расстройства. Происходит это давно, а сейчас просто усугубляется.

Давайте не будем забывать нацбола Юрия Червочкина, которого убили как раз милиционеры. И о предположениях, что и в других городах с юными нацболами это сделали милиционеры - несколько смертей все-таки зафиксировано. Не говоря уже о том, что слово "убивать" на милицейском жаргоне означает "избивать до полусмерти". Когда в Сокольниках они арестовали группу молодежи - именно после этого была написана песня, - то, избивая, они говорили ребятам: "Мы вас сейчас будем убивать". Ну, это такой тюремный жаргон.

- Почему вы сами вышли на прошлогодний питерский "марш несогласных"? Что послужило вашей точкой невозврата с улицы?

- Я долго наблюдал за тем, что проделывает режим, за тем, как ведет себя Путин. Я, собственно, сразу отнесся с большим подозрением к этому подполковнику и никогда не высказывал никаких надежд на его счет. Последние, наверное, лет шесть я отпускал всяческие колкости в адрес Кремля на концертах группы. Но когда я понял, что этого уже мало, мне захотелось просто принять участие в прямой акции. И как раз ею стал первый "марш несогласных" в 2008 году, 3 марта. Я просто решил высказать свое накипевшее, наболевшее, - и вот тогда и произошел тот уникальный прорыв на Невский проспект.

- Что вошло в песни прямо с марша?

- Наверное, песня "Сиди дома" очень красноречиво отражает мои споры с собственными друзьями и поклонниками - часть которых считает, что нельзя лезть в дело, в котором ты не способен что-то реально изменить, и от этого будет только хуже всем, пускай все идет своим чередом.

- "Он знал, что вертится Земля, но у него была семья".

- Да, плюс общее мировоззрение - этакая смесь русского разгильдяйства и русского же буддизма очень популярна сейчас и в молодежной среде, и у среднего бизнеса. Я, опираясь на свой собственный опыт 1988 года - когда спонтанно организованная демонстрация смогла изменить решение Смольного о запрете рок-фестиваля в Ленинграде, - все-таки позволил себе не поверить в то, что лезть нельзя, и что будет хуже. И написал для сомневающихся свой ответ.

Сиди дома, если страшно,
Только потом ты не спрашивай:
"Почему так?" и "За что нам?"
Было страшно - сидел дома!


Вообще, многие песни как-то связаны с этим. "Заколотите подвал" была написана немного раньше, но доделана она была уже после марша.

- "Крыса в Мавзолее все сильнее и злее".

- Да-да. "Газпромбайтер" был написан позже, но эта проблема в Питере очень остро стоит и обсуждается. Мне трудно было не выразить свое ироничное отношение к подобным всплескам бандитского бахвальства, - которое и должно было вылиться в строительство вот этой 400-метровой башни.

- После питерской презентации альбома "Дежа Вю" появилась заметка в одном из безусловно прокремлевских изданий. Построена она была примерно так: "Были исполнены такие-то песни, в том числе антикремлевская песня "Очки". Настолько антикремлевская, что прямо здесь вы можете и послушать ее, и прочитать ее текст". Как в перестройку и перед ней – когда официозные издания под видом гонений на рок рекламировали этот самый рок. Снова оттепель?

- Да, я знаю, о какой газете вы говорите. Надо сказать, что на страницах газеты заметка так и не вышла, только в интернет-варианте осталась.

- То есть, оттепель касается только интернета, если это вообще оттепель?

- Это такая частичная оттепель. Я думаю, что, скорее всего, это связано с личными симпатиями каких-то людей, работающих в этой газете - может быть, недавно работающих в этой газете. Не исключаю также желания подстелить соломки или сыграть на модной теме. Но информация начинает просачиваться, подобных случаев уже несколько, - что меня самого удивляет. При этом никакой оттепели я, конечно, не жду и в нее не верю. Но ход вещей может, конечно, заставить играть на два лагеря многие наши издания. И кремлевские в том числе.

- "В оттепель не верю". Почему? Наелись в перестройку, утраченные надежды, что-то еще?

- В оттепель, которую сейчас ждут от Медведева, которую так модно обсуждать сейчас - я не верю, потому что это одна команда. Может, конечно, произойти некое притворство, очень временное и короткое. Но, по сути, эти люди, конечно, должны смениться - тогда можно на что-то рассчитывать. Или начнутся табачные и хлебные бунты; вот тогда оттепель неизбежна. Пока это общее ощущение, которое есть в большинстве российского народа - "не будите нас, дайте нам еще пожить при обществе благоденствия", - позволит еще какое-то время имитировать всякого рода оттепели, но ничего в реальности не делать.

- Но вы же поверили Горбачеву, хотя он тоже был из "тех".

- Да, он был из "тех". И в какой-то момент, уже в 1988 году, мы стали делать на него злобные пародии, понимая, что он болтун. И выступали за Ельцина, который тогда был гоним. Я думаю, что к периоду, когда все поймут, что перед нами болтуны, мы еще не подошли. Чтобы от власти ушел целый клан - мне кажется, в данном случае это сложновато: они еще пока имеют какую-то экономическую подушку безопасности.

В том, что все они говорят правильные вещи - не сомневаюсь. Но то, что ничего из того, что они говорят, не воплощается в жизнь - я вижу. Может быть, при Горбачеве в народе зрело ощущение усталости от лжи. А вот сейчас пока массовой усталости, насколько я замечаю, в народе не существует.

- Если говорить не просто о народе, а о рок-народе - можно ли сравнивать ощущения почти 25-летней давности с нынешними?


- К сожалению, в рок-среде раскол довольно значительный, то есть, вплоть до разных сторон баррикад. Людей, которые разделяют мою позицию, наверное, немало, - но высказывают ее в своих песнях единицы. В основном причиной этого является то самое высказывание Евтушенко: у всех семьи, все хотят играть корпоративные концерты – а эти мероприятия обычно происходят для тех самых людей, у которых есть власть. И деньги они получают оттуда. Мы гораздо менее едины в своей иронии по отношению к власти, чем это было в 1980-х.

- Покойный Илья Кормильцев в свое время говорил: "Больших денег, независимых от режима, здесь нет. А маленьких - сколько угодно". Группа "Телевизор" может позволить себе зарабатывать музыкой при любом режиме?

- 25 лет показали, что это так.

- Значит, и ваши не менее именитые рок-коллеги тоже могут.

- Вопрос - сколько, да. Многие из них уже купили себе яхты, построили себе очень хорошие дома и купили хорошие автомобили. Поэтому им бы хотелось, по-видимому, и дальше потреблять с той же интенсивностью. Да и дети нынче требуют другого обслуживания от родителей. В общем, это вопрос умения умерить свою жадность.

- Звук перестройки - гитарный рок. Звук вашего "Дежавю", звук последнего альбома группы "Центр" "У прошлого нет будущего" – столь же заостренного на повседневность, - это жесткий электронный new wave. Смена приоритетов?

- Мы-то как раз в 1984-1985 году очень любили new wave. И, пройдя все предварительные стадии обычного, традиционного меломана тех лет, мы внезапно наткнулись на то, что в new wave очень много нововведений и неожиданностей в звуке. Поэтому для нас это родная стихия. Мы всегда использовали этот жанр, это течение в качестве подпитки: оно было любимым, оно родило очень много интеллектуалов. Очень много коллективов тогда делало такую эстетскую музыку с изысканными аранжировками. Мы были адептами этого и в какой-то степени до сих пор ими остались. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в каждом альбоме "Телевизора" можно проследить некую связующую нить с 1980-ми годами.

- Странно все же. Нынешняя волна социального рока, возрождающаяся буквально на глазах - вашим последним альбомом, последним альбомом "Центра", - больше опирается на new wave и жесткую электронную музыку. Более апеллирующую как раз к тем, кто желает изысков, нежели к революционному сознанию масс.

- В 1984-1985-м группа "Алиса" играла тоже new wave, группа "Аквариум" пыталась играть new wave - масса коллективов использовали эти элементы. То есть в России эта традиция была немножко другая: революционность не противоречила эстетству. Брали как образец популярные тогда new wave-группы - и наполняли эти музыкальные формы российским содержанием. Эта шпана, которая пришла в рок-клуб четверть века назад - "Кино", "Телевизор", "Алиса", "Джунгли", "АукцЫон", - была пропитана новой эстетикой и при этом одновременно была в каком-то смысле социально революционной. Поэтому никакого противоречия для России я тут не вижу. И сегодня с ролью new wave все очень закономерно.

- Писали, что вы сейчас принципиально не поете на концертах старый перестроечный хит "Твой папа - фашист". Почему?

- Информация категорически неправильная. Мы поем "Папа - фашист" на практически каждом концерте. Просто мы заменяем слово "папа" разными именами, фамилиями, профессиями. За что иногда нас предупреждают о заведении уголовного дела.

- Не заводят?

- Пока нет. Прошлым летом на фестивале "Рок за свободу" - в Питере, в августе - некий бывший генерал ФСБ, который работает нынче в Смольном и занимается массовыми мероприятиями, предупредил: "Если сейчас будет спета такая-то версия этой песни, то мы подадим в прокуратуру". И подогнал к сцене несколько омоновцев, чтобы они меня прямо со сцены забрали. Я спел, по-моему, "ваш Мутин - фашист". С помощью публики мне удалось этих омоновцев как-то отодвинуть в сторону... Я помню, что у нас существует формальная статья за оскорбление конкретных чиновников - там до трех лет тюрьмы. В тюрьму пока не хочется.

- Как прошел концерт в "Ленсовете"?

- Мы играли 3,5 часа, два отделения. Приняли участие бывшие члены группы, тоже помогли нам. Были видеоряды на песнях "Заколотите подвал" и "Сиди дома" - с соответствующими персонами, о которых идет речь в песнях. Это вызвало очень приятную для меня реакцию в зале: какой-то подъем был на этих песнях. "Заколотите подвал" - там вроде какие-то кадры из французского фильма "Мистер Путин", по-моему, я до конца все не успел посмотреть. На песне "Очки" были кадры... Прошло все хорошо, да.

В очередь, в очередь, день Сурка
У нас открыли супермаркет "Оптика"
Очки, покупайте очки,
мальчики и девочки
<...>
Очки для умников "Эксперт"
От Соломона: "Всё суета сует"
Мудрость веков, тайны бытия
Мир бестолков, а над миром Я

Хит сезона - очки "Президент"
Элитный, добрый кремлёвский бренд
Видно всё то же, что в прочих очках
Плюс неземной красоты вертикаль


- Насколько можно понять, очень многие молодые уже не воспринимают всерьез то, что говорят сверху. Как вы думаете, когда придет та самая активная усталость?

- Тут сроки, конечно, сложно указать: очень зомбированное, глубоко зомбированное поколение. Но при этом, например, меня порадовал такой эпизод. Молодой человек лет 18-ти, который все время иронично ухмылялся по поводу моей социальной позиции, как-то недавно подошел ко мне и сказал: "Михаил, а вы ведь были правы. Я тут недавно попал в милицию. Там работают фашисты. Я теперь понимаю, о чем вы поете".

Я думаю, что когда они будут сталкиваться напрямую с этим - а это происходит все чаще и чаще: допустим, и эмо-движение, и вот эти готы сейчас находятся под контролем МВД и все чаще испытывают на себе... Короче, у молодежи должна накопиться критическая масса. Чтобы среди молодых стало модно думать о том, что думать - это модно.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG