Видеопленка, посвященная кровавым прошлогодним событиям в Андижане и ставшая теперь достоянием гласности, показывает, что они развивались весьма хаотично и сильно отличались как от версии, излагаемой свидетелями со стороны пострадавших, так и от правительственной – несмотря на тот факт, что пленка была смонтирована правительством в своих интересах.
На пленке, которую удалось заполучить газете NewYorkTimes , видны, с одной стороны, призывы вооруженного человека с уголовным прошлым к насильственным действиям, а с другой – толпы мирных жителей, которым предстоит быть расстрелянными. Пленка выложена целиком в интернете.
Как сообщают авторы газетного материала, посвященного видеопленке, она была получена редакцией от вашингтонской организации Фонд Карнеги за международный мир, которой ее передал сотрудник Института изучения Востока Узбекской АН Бахтияр Бабаджанов. Сам Бабаджанов получил пленку от узбекского правительства для составления обвинительного заключения.
Несмотря на такое происхождение пленки, она, по мнению авторов статьи, может послужить свидетельством о реальном характере андижанских событий.
«Эта видеопленка – поразительный документ, который можно прочитать по-разному, не только как пропаганду, но и, местами, как свидетельство замешательства и дезорганизации среди участников протестов и вооруженных лиц, подрывающее утверждение Узбекистана о том, что правительство прибегло к насилию для подавления вооруженного восстания отлично обученных международных террористов. Вооруженные лица в этих кадрах с виду неопытны, неуклюжи и плохо оснащены».
Большинство участников протестов не имело оружия
Это подтверждает версию выживших свидетелей кровопролития, которые сообщили в интервью NewYorkTimes, что восстание начали вооруженные люди, захватившие заложников, но затем к нему присоединилась невооруженная толпа, которая воспользовалась поводом, чтобы выразить протест по поводу ситуации и последних событий в Андижане.
Министерство иностранных дел и посольство Узбекистана в Москве отказались прокомментировать пленку.
По словам одного из очевидцев, толпы была бы больше, будь у восставших еще несколько дней. По его словам, нужны первоначальные, а не смонтированные пленки, чтобы видеть весь ужас событий.
Согласно установленной картине происшествия, минувшей весной часть населения Андижана была разгневана арестом и тюремным заключением 23 предпринимателей, известных своей благотворительностью и обвиненных в религиозном экстремизме. Предприниматели были последователями Акрама Юлдашева, учителя и проповедника, находящегося в заключении.
Некоторые из участников протестов убили милиционеров, захватили оружие, а затем двинулись к тюрьме, откуда освободили предпринимателей и сотни других заключенных.
По свидетельству видеопленки, толпа собралась добровольно
Согласно утверждению узбекского правительства, невооруженные люди, присутствовавшие среди повстанцев, были согнаны ими к месту протеста насильно. Из пленки, однако, явствует, что толпа собиралась постепенно и без всякого принуждения.
Тем не менее, некоторые из запечатленных на пленке фактов и событий противоречат свидетельствам очевидцев из числа участников протестов. Там можно увидеть освобожденного из тюрьмы убийцу, призывающего толпу к насилию, захват в заложники пожарных – по мнению авторов статьи в NewYorkTimes, эти действия трудно увязать с показаниями очевидцев, что они ожидали прибытия правительственной делегации для переговоров.
С другой стороны, из пленки явствует, что на протяжении дня протесты разделились, и значительная часть их участников пользовалась лишь мирной тактикой, никак не оправдывающей последующего кровавого подавления.
Согласно ряду заявлений узбекского правительства, восстание в Андижане подняли исламские террористы, финансируемые Соединенными Штатами и обученные чеченцами в Киргизстане. Террористы, как утверждает Узбекистан, перед началом мятежа заранее информировали западных корреспондентов, чтобы они могли осветить события с пристрастных позиций.
Однако видеопленка, пусть и смонтированная узбекским правительством в собственных целях, никак не подтверждает эту версию, хотя и ставит под сомнения некоторые утверждения участников протестов.