Итоги кинопроката в 2008 году стали рекордными на территории СНГ (без учета Украины): зрители оставили в кинотеатрах 830 миллионов долларов. Сборы российских картин достигли 211,5 миллиона долларов.
Учитывая, что мировой кризис начался осенью прошлого года и посещение мультиплексов пошло на убыль, прокатчики, продюсеры и владельцы кинотеатров, конечно же, не досчитались нескольких десяток, а может и пары сотен миллионов долларов. И все же в 2007 году оборот кинопроката в СНГ, по информации журнала "Кинобизнес сегодня", составил около 565 миллионов долларов - ощутимо меньше, чем в прошлом. Цифры говорят сами за себя.
Но не все так просто, утверждает главный редактор журнала Александр Семенов:
- Эта сумма была достигнута не столько увеличением продажи билетов, сколько увеличением цены билетов. Последние кассовые сборы выросли. В 2008 году они выросли на 30 процентов, а проданные билеты выросли на 10 процентов. Когда говорят "бум" - это бум в деньгах, но не большой бум в посещениях. Рост цен на билеты - это и рост благосостояния. За счет этого, естественно, поднимались цены на билеты.
Как и раньше, большую часть доходов российскому кинопрокату приносят зарубежные фильмы. Но доля отечественных фильмов растет из года в год - сегодня она составляет почти 25 процентов. При этом из 200-250 предполагаемых отечественных лент в прокат вышло меньше сотни, говорит Александр Семенов:
- Готово было около 200 фильмов российского производства, если не 250. Но в прокат вышло 78, из которых процентов 10, наверное, имели большой успех. Процентов 25-30 - это те фильмы, которые хотя бы отбили свой бюджет. Все остальное - это просто полностью провальное кино. Эти фильмы на Западе никто бы не стал выпускать в прокат. Потому что фильм, который собирает 1 тысячу долларов - это позор. Одна копия на фильм стоит примерно тысячи 2. Когда выходит даже 10 копий фильма и приносит 1 тысячу долларов, это просто позор. Но на Западе существуют эксперты, которые говорят: ребята, не надо выпускать его в прокат, этот фильм надо продавать на кабельное телевидение.
Из 211,5 миллиона долларов, которые собрали российские картины в прошлом году, более 100 милионов долларов взяли фильмы "Ирония судьбы-2", "Адмиралъ" и "Самый лучший фильм". Однако для объективной оценки российский кинобизнес недостаточно прозрачен, отмечает Александр Семенов:
- Как оценить продвижение фильмов Первого канала? Оценить продвижение фильмов Российского телеканала? Как оценить фильм СТС? Вся мощь этих каналов начинает работать на продвижение этого фильма. У других людей это затраты, а здесь это не считается затратами. Здесь это вроде как свое - внутренняя кухня, которая непонятно как распределяется, как делается. О реальных цифрах говорить можно. Мы не можем говорить о реальных бюджетах. Все знают, как надо реагировать на эти бюджеты. Бюджеты заявляются самими кинокомпаниями. И когда они говорят сегодня, что "9 рота" стоила 5 миллионов долларов, а потом мне говорят, что "9 рота" стоила 9 миллионов долларов, потом 14, я не понимаю, сколько стоила "9 рота". Мне, например, фильм понравился. Я рад, что он собрал большую кассу, но я не понимаю, какой у него был бюджет. Я не могу ничего высчитать. Все эти бюджеты приблизительные. Вот сейчас говорят: "Тарас Бульба", большой успех, 6 миллионов со старта. Гипотетически в общей сложности он, наверное, соберет 15 миллионов долларов. Неплохо. Но если из 15 миллионов долларов половина остается кинотеатрам, значит, это 7,5 миллиона долларов. 10-15 процентов, предположим, уходят дистрибьюторам. Остается сумма, не сопоставимая с бюджетом, который объявляла студия - 25 миллионов долларов!
К сказанному Александром Семеновым стоит добавить, что прокатчики и владельцы кинотеатров не особенно жалуют картины, которые принято считать авторскими или малобюджетными. Среди них есть качественные работы, но из-за отсутствия денег на продвижение таких фильмов большой экран им не светит. Их удел - фестивали, выход на DVD и, если повезет, пара показов на телевидении.
Учитывая, что мировой кризис начался осенью прошлого года и посещение мультиплексов пошло на убыль, прокатчики, продюсеры и владельцы кинотеатров, конечно же, не досчитались нескольких десяток, а может и пары сотен миллионов долларов. И все же в 2007 году оборот кинопроката в СНГ, по информации журнала "Кинобизнес сегодня", составил около 565 миллионов долларов - ощутимо меньше, чем в прошлом. Цифры говорят сами за себя.
Но не все так просто, утверждает главный редактор журнала Александр Семенов:
- Эта сумма была достигнута не столько увеличением продажи билетов, сколько увеличением цены билетов. Последние кассовые сборы выросли. В 2008 году они выросли на 30 процентов, а проданные билеты выросли на 10 процентов. Когда говорят "бум" - это бум в деньгах, но не большой бум в посещениях. Рост цен на билеты - это и рост благосостояния. За счет этого, естественно, поднимались цены на билеты.
Как и раньше, большую часть доходов российскому кинопрокату приносят зарубежные фильмы. Но доля отечественных фильмов растет из года в год - сегодня она составляет почти 25 процентов. При этом из 200-250 предполагаемых отечественных лент в прокат вышло меньше сотни, говорит Александр Семенов:
- Готово было около 200 фильмов российского производства, если не 250. Но в прокат вышло 78, из которых процентов 10, наверное, имели большой успех. Процентов 25-30 - это те фильмы, которые хотя бы отбили свой бюджет. Все остальное - это просто полностью провальное кино. Эти фильмы на Западе никто бы не стал выпускать в прокат. Потому что фильм, который собирает 1 тысячу долларов - это позор. Одна копия на фильм стоит примерно тысячи 2. Когда выходит даже 10 копий фильма и приносит 1 тысячу долларов, это просто позор. Но на Западе существуют эксперты, которые говорят: ребята, не надо выпускать его в прокат, этот фильм надо продавать на кабельное телевидение.
Из 211,5 миллиона долларов, которые собрали российские картины в прошлом году, более 100 милионов долларов взяли фильмы "Ирония судьбы-2", "Адмиралъ" и "Самый лучший фильм". Однако для объективной оценки российский кинобизнес недостаточно прозрачен, отмечает Александр Семенов:
- Как оценить продвижение фильмов Первого канала? Оценить продвижение фильмов Российского телеканала? Как оценить фильм СТС? Вся мощь этих каналов начинает работать на продвижение этого фильма. У других людей это затраты, а здесь это не считается затратами. Здесь это вроде как свое - внутренняя кухня, которая непонятно как распределяется, как делается. О реальных цифрах говорить можно. Мы не можем говорить о реальных бюджетах. Все знают, как надо реагировать на эти бюджеты. Бюджеты заявляются самими кинокомпаниями. И когда они говорят сегодня, что "9 рота" стоила 5 миллионов долларов, а потом мне говорят, что "9 рота" стоила 9 миллионов долларов, потом 14, я не понимаю, сколько стоила "9 рота". Мне, например, фильм понравился. Я рад, что он собрал большую кассу, но я не понимаю, какой у него был бюджет. Я не могу ничего высчитать. Все эти бюджеты приблизительные. Вот сейчас говорят: "Тарас Бульба", большой успех, 6 миллионов со старта. Гипотетически в общей сложности он, наверное, соберет 15 миллионов долларов. Неплохо. Но если из 15 миллионов долларов половина остается кинотеатрам, значит, это 7,5 миллиона долларов. 10-15 процентов, предположим, уходят дистрибьюторам. Остается сумма, не сопоставимая с бюджетом, который объявляла студия - 25 миллионов долларов!
К сказанному Александром Семеновым стоит добавить, что прокатчики и владельцы кинотеатров не особенно жалуют картины, которые принято считать авторскими или малобюджетными. Среди них есть качественные работы, но из-за отсутствия денег на продвижение таких фильмов большой экран им не светит. Их удел - фестивали, выход на DVD и, если повезет, пара показов на телевидении.