Ссылки для упрощенного доступа

Инвалидов можно обучить работать


Russia--Anastasia Kirilenko, undated
Russia--Anastasia Kirilenko, undated
Умственно отсталых инвалидов, приспособленных к самостоятельной жизни, способных зарабатывать себе на жизнь, в России – единицы, а на Западе это норма. Почему так происходит?

По российским законам государство обязано создавать инвалидам необходимые условия для развития, реализации их творческих и производственных возможностей. Нельзя сказать, что в отношении детей с отклонениями в умственном развитии эти требования не выполняются: теоретически для них существуют специальные детдома, школы, коррекционные классы. Но на поверку оказывается, что многие дети с отклонениями в развитии либо вообще не попадают в государственные образовательные учреждения, так как признаны "необучаемыми", либо не достигают в них прогресса.
13 детей отдали на воспитание умственно отсталым женщинам. Ко всеобщему удивлению, их интеллект достиг нормы.

Известен эксперимент американского ученого Х. М. Скилза. В 1930-х он работал в сиротском пансионате для умственно отсталых детей. Поскольку в приюте не хватало нянечек, из 25 детей, которые там находились, он взял 13 и отдал умственно отсталым женщинам, полагая, что эти дети хотя бы получат ласку. Ко всеобщему удивлению, живя со своими приемными мамами, эти дети вскоре начали говорить, а интеллект их достиг нормы. Через 40 лет выяснилось, что все 13 умственно отсталых детей, выросших у умственно отсталых женщин, сами зарабатывают себе на хлеб. Все получили среднее образование, четверо – высшее и почти все имели семьи. А с интеллектом детей, оставшихся в государственном детском доме на попечении государства, чуда не произошло.

Умственно отсталые женщины, которые не могли дать детям специальные знания, разговаривали с ними, пеленали, играли, пели им песни – то есть постоянно стимулировали. Все это оказалось эффективнее, чем пытаться дать умственно отсталым детям "знания", которые дает общеобразовательная школа.

На Западе извлекли урок из эксперимента. Детям стали больше уделять внимания и ласки, "прописывать" постоянное общение и массаж. Даже тех, чьи нарушения в развитии невозможно вылечить, учат прежде всего практическим навыкам, а также приемлемой для них работе – от уборки улиц до набора текстов на нескольких языках. Пусть даже они не понимают того, что написано, но в состоянии зарабатывать себе на жизнь. Так инвалиды, без преувеличения, становятся полноценной частью общества.

В России западные программы пытаются реализовывать несколько частных благотворительных учреждений: занимаясь с "необучаемыми" детьми с нарушениями в развитии с самого раннего возраста, они учат их самостоятельной жизни, общению и даже навыкам работы.

Сережа, 23 года. Занимается в центре помощи аутичным детям "Добро". Умеет читать, писать, считать, говорить, играть на аккордеоне, печатать слепым методом. Официально четырежды признан необучаемым
- Мы занимаемся с Сережей с 4,5 лет, а сейчас ему почти 23. Сережа умеет читать, писать, считать, говорить, играть на аккордеоне, печатать слепым методом на компьютере, готовить обед и убирать в квартире, вязать спицами и крючком, вышивать, стирать, пилить, строгать и многое другое. А официально он был четырежды признан необучаемым, - рассказал директор Общества помощи аутичным детям "Добро" Сергей Морозов.

-Ребенку уже 23 года?
-Да, представьте себе, в России просто нет других структур, в которые Сережа мог бы обратиться после того, как он достиг совершеннолетия. Мы до сих пор оказываем ему поддерживающую терапию, не отказывать же.

Педагоги Санкт-Петербурского центра "Перспективы" занимаются с учениками специальной коррекционной школы № 25, учредив два класса "особый ребенок". Это нельзя назвать обучением в обычном смысле слова. Здесь дети с самыми тяжелыми нарушениями в развитии, которых не брали в обычную коррекционную школу, обучаются, прежде всего, элементарным навыкам, начиная от самообслуживания (кушать так, чтобы это не отпугивало окружающих) и опрятности и заканчивая общением.

Детей постарше сопровождают в магазины, на почту, в прачечную и учат пользоваться этими учреждениями самостоятельно. В центре дневного пребывания "Перспектив" в Петербурге дети посещают арт-студию и театральную студию. Постоянно рисуют около двадцати молодых художников. Очередная выставка их работ состоялась 23 января в выставочном центре "Этаж" в Петербурге. Артисты театра-студии "Перспектив" совместно со швейцарским театром в прошлом году впервые выступили на профессиональной сцене в Петербурге.

- На спектакле был аншлаг. Как актеры эти дети очень открыты и искренни – они могут так полно прожить роль, как никогда не сможет никто из нас. В ситуации, когда мы можем засмущаться, они необычайно серьезны и искренни, - рассказала педагог центра Наталья Лимина. Кроме театра и рисования эти дети могут быть заняты, например, в работе, связанной с сортировкой чего-либо. Там, где обычному человеку это надоест, им будет в удовольствие.

- Однако пока большинству детей с тяжелыми с нарушениями в развитии в России нет места в обществе,
- Большинству детей с тяжелыми с нарушениями в развитии в России нет места в обществе
- считает Сергей Морозов. - На Западе есть специальные школы, классы, места для проживания и рабочие места, адаптированные для аутичных людей. Они могут работать в самых разных сферах – музыке, физике, религии. Они сами зарабатывают и платят налоги, и государству это экономически выгодно.

В России все не так: за содержание инвалидов отвечает государство, не желая понять, что выгодней развивать для них специальную инфраструктуру, чтобы они могли полноценно учиться, работать, жить, - добавил Морозов.

По словам Натальи Лиминой, в России еще только предстоит перенять зарубежный опыт, где ставшие взрослыми инвалиды могут самостоятельно жить в обычных домах, разве что где необходимо присутствие дежурных сиделок. А пока что нескольким детям-инвалидам дали работу в Санкт-петербургских "Перспективах": они обслуживают стиральные машины в прачечной центра и, как положено, получают за это небольшую зарплату.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG