Ссылки для упрощенного доступа

"Родина слышит...": рассказ о недавно рассекреченных чешской разведкой документах, касающихся Радио Свобода- Свободная Европа



Владимир Тольц: В эфире новая передача, из нашего старого цикла «Родина слышит», посвященного истории западного радиовещания на Советский Союз и страны Восточной Европы.


В мае 2006 года Управление по внешним связям и информации Чешской Республики (так официально именуется ныне разведывательная служба страны) рассекретило, а в июне выставило на своем сайте почти 2 тысячи документов, так или иначе отражающих деятельность чехословацкой разведки с 1945-го по 1989 годы. Некоторые из них связаны с Радио Свобода - Свободная Европа. И меня, работающего на Радио Свобода – Свободная Европа уже почти четверть века, естественно заинтересовали прежде всего. О них и пойдет сегодня речь. В центре их внимания чехословацкая редакция Свободной Европы.


Среди рассекреченных ныне документов о Свободной Европе следует выделить прежде всего «обобщенную информацию разведки» по теме «Современное состояние и перспективы деятельности Свободной Европы в 1974 году», «План агентурно-оперативной разработки объекта «Альфа» (так кодировала чехословацкая разведка РС-РСЕ) на 1975-76 гг», а также «обобщенную развединформацию» о состоянии и деятельности Свободной Европы, датированную 1980-м годом и справка (приложение к не рассекреченному документу) «Влияние передач РСЕ на население восточно-европейских стран» (тоже 1980 года). Сами по себе эти документы, написанные казенным, пропитанным идеологическими штампами языком, повествующие о кознях чехословацкой службы шпионажа против их соотечественников, работавших на Радио Свободная Европа, могли бы, на первый взгляд, показаться неинтересными (о «борьбе» Праги и Москвы с мюнхенской радиостанцией мы и без того знаем немало), если бы не одно обстоятельство: по времени своего создания и событиям, в них отраженным, документы эти тесно стыкуются в одном случае с подготовкой, а в другом – с осуществлением разведывательными службами социалистических стран террористической диверсии против Радио Свободная Европа – Радио Свобода в Мюнхене. Именно в это время в упомянутом мной рассекреченном ныне «Плане агентурно-оперативной разработки объекта «Альфа»» сформулирована «перспективная цель» работы чехословацкой службы шпионажа:



Диктор: Агентурно-оперативными и активными мероприятиями воздействия в тесном контакте с остальными странами соцлагеря дискредитировать в глазах общественности деятельность этой радиостанции и способствовать созданию условий, которые бы при выгодной политической ситуации вели к ее ликвидации.



Владимир Тольц: К этому времени конкретные предложения «мероприятий», ведущие к «ликвидации» у чехословацкой госбезопасности (СтБ) уже имелись. Они исходили от отрабатывавшего свои последние годы на Радио Свободная Европа агента СтБ Павла Минаржика.


Рассказывает мой коллега с конца 1970-х годов сотрудничавший с чехословацкой редакцией Свободной Европы Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн: Судя по всему, Павел Минаржик подготовил этот план еще до своего возвращения в Чехию. Он предлагал и такие диверсионные операции, как взрыв у радиостанции Свободная Европа. Судя по документам, которые сохранились в архиве, еще в середине 70-х годов предлагал произвести такого рода операцию чехословацким органам безопасности СтБ, которые занимались, кстати, именно борьбой со Свободной Европой. К своему предложению провести взрыв он тогда приложил подробный план, на котором можно было видеть размещение радиостанции, где какая редакция, где какие технические службы и так далее, и фактически крестиком отметил место, где можно было произвести взрыв, подойдя вплотную к радиостанции.



Владимир Тольц: Но ведь взрыв состоялся в начале 1981 года, а Минаржик, заброшенный на Запад осенью 68-го, «вернулся с холода» в начале 76-го.



Ефим Фиштейн: Его возвращение сопровождалось шумной пресс-конференцией, которую я видел, как и многие тогда в Чехословакии, по телевидению. И уже тогда меня поразило, насколько фактически неплодотворная, насколько фактически беспомощная была его деятельность в качестве шпиона в штаб-квартире Свободной Европы. Он проработал там с 69-го по 76 годы, семь лет, а в результате привез с собой какие-то письма сотрудников, которые он выкрал из ящиков столов и ничего более.



Владимир Тольц: Справедливости ради отмечу, что еще Минаржик привез из Мюнхена сделанные на вечеринках фотокарточки сотрудников чехословацкой редакции Радио Свободная Европа, а еще раньше присылал оттуда совершенно там не секретные сведения о финансировании Свободная Европа и данные социологов об слушательской аудитории Радио Свободная Европа в соцстранах и тамошних местных радиостанций. На всё это, включая фотокарточки, в Праге немедля ставились снятые лишь теперь грифы «секретно» и «совершенно секретно», а начальству, не только в Праге, но и в Москве, этот «улов» преподносился как особо ценная информация, а Радио Свободная Европа как главная помеха построения социализма в Восточной Европе. По инерции этот подход сохранялся и во времена, когда в СССР началась горбачевская перестройка. В одном из рассекреченных ныне документов о «координации совместной работы с друзьями из СССР в 1985-88 гг.» говорится о «главном внимании», которое в эти годы советские и чехословацкие чекисты прежде всего Радио Свободная Европа и Радио Свобода, а кроме того «идеологической деятельности церкви и сионизма».


Но вернемся в середину 1970-х. Тогда «взрывное» предложение Минаржика не прошло.- В условиях начавшихся недавно «детанта» и «хельсинкского процесса» столь радикальный шаг мог быть истолкован миром однозначно неодобрительно.


К идее террористической диверсии вернулись в 1980 году, когда из «обобщенной развединформации» стало ясно, что раздувавшиеся предыдущими шпионскими донесениями надежды на закрытие штаб-квартиры РСЕ-РС в Мюнхене под воздействием так называемых «протестов западногерманской общественности», эти надежды несостоятельны. Напротив, благодаря советским усилиям (а точнее, введению «ограниченного воинского контингента» в Афганистан, то есть развязыванию затяжной советско-афганской войны), Радио Свободная Европа – Радио Свобода укрепили свои позиции, получив от Конгресса США дополнительное финансирование, и повысив свою популярность и Восточной Европе и СССР распространением правдивой информации об афганской войне и нарушениях прав человека в странах коммунистического блока.


В июле 1980 года 17 отдел 1-го управления Федерального министерства внутренних дел ЧССР доложил начальству об общем увеличении количества слушателей Свободной Европы в социалистических странах. «Рекордсменом» оказалась чаушесковская Румыния – там Свободную Европу слушало 86 % взрослого населения. Причем «новых слушателей» среди них было больше половины. Да и в самой Чехословакии (как впрочем, и в Польше, и в Венгрии, и в Болгарии) дела обстояли не многим «лучше». По сведениям чехословацких чекистов, в ЧССР Свободную Европу слушал 81 % взрослого населения. Причем во всех случаях аудитория радиослушателей увеличивалась за счет их интереса к проблемам прав человека. Приведя все эти данные, авторы справки пришли на их основании к выводу, что «”коммунистические передачи” не имеют влияния ни на заграничных, ни на местных радиослушателей». Чекистам стало ясно: надо что-то предпринять…


Ставшие доступными ныне в Праге документы не дают ответа на вопросы о том, кто и как утверждал террористическую акцию. Но из рассекреченных ранее документов Министерства госбезопасности ГДР (Ministerium fuer Staatssichercheit – сокращенно Stasi) явствует, что в организации взрывной операции, которой Штази присвоило поэтическое название «Мюнхенское танго» скинулись все ведущие шпионские службы соцлага, а также и их арабские друзья. Группа террористов-профессионалов, возглавлявшаяся известным Карлосом, по имени Ильич Рамирес Санчес (кличка «Шакал»), базировалась в Будапеште, пластидом и детонаторами их снабдила румынская разведка, фальшивыми паспортами – сирийская, она же, как и Штази, обеспечивала команду Шакала явочными квартирами, убежищами и – в случае необходимости - дипломатической поддержкой. Контактировала с террористами и чехословацкая СтБ…


Итак, террорист-профессионал Карлос «Шакал» начал систематическую подготовку взрыва Свободной Европы в середине октября 1980 года в венгерской столице. Венгрию в качестве базы своих террористических операций Ильич выбрал еще ранее, в 1979 году, сам по причине "удобных коммуникаций, возможности свободного пересечения границ и добрых отношений с Министерством иностранных дел, и другими правительственными организациями, в т.ч., безопасности." Заранее было проведено визуальное наблюдение за работой Радиостанции и ее фотографирование. Вместе со своими коллегами немецкими террористами Магдаленой Кнопф по кличке «Лили» (она стала любовницей Шакала) и Йоханесом Вайнрихом по кличке «Стив» (он был раньше любовником «Лили») Карлос-Шакал рассмотрел на будапештском совещании 65 фотокарточек РСЕ в разных ракурсах и решил провести акцию в какую-то субботу, поскольку в этот день на Радио сотрудников меньше, чем обычно. Прикинули, что для операции потребуется 4 или 5 блоков взрывчатки, 8 приемо-передатчиков воки-токи, дистанционное радиоуправления для взрыва, 9 пистолетов (в том числе два 2 с глушителями), и запас гранат на случай, если террористов будет преследовать баварская полиция. Ну, и автомобили, конечно еще…


В ноябре террористы прибыли в Мюнхен и стали готовиться и репетировать на месте. Руководил ими там некоторое время «Стив», в подчинении которого было в общей сложности около 40 боевиков из разных стран, действовавших как в Европе, так и на Ближнем Востоке. А Шакал в конце января отправился в Бухарест. Возможно, для уточнения даты взрыва. (Первоначально планировали 14-го февраля, но почему-то отложили. И это таило для инициаторов дополнительные негативные последствия.) Технически подготовка и осуществление взрыва для профессионалов-террористов, какими были Карлос, Вайнрих и их подчиненные трудности не составляла. Закладку взрывного устройства вечером в субботу, когда на Радио, имевшем около 1000 штатных сотрудников, находилось не более сотни, когда внешний периметр здания не был освещен, (городские власти утверждали, что освещение беспокоит окрестных жителей), такую закладку в это время можно было осуществить без труда. Дело облегчалось тем, что было лишь 2 охранника, периодически обходивших здание. Но эта процедура длилась 18 минут. – Для профи – время более чем достаточное…


И вот 21 февраля старания этого интернационального «трудового коллектива» завершились: швейцарец Бруно Брегет - подрывник из террористической организации «Прима Линеа» рванул заряд, подложенный под стену Свободы и Свободной Европы.


Рассказывает Ефим Фиштейн.



Ефим Фиштейн: Я в начале 81 года был внештатным корреспондентом Радио Свобода – Свободная Европа. И через день после взрыва приехал по делам в Мюнхен, в штаб-квартиру радиостанции. Зрелище, которое передо мной предстало, было довольно своеобразным: в стене Радио Свобода – Радио Свободная Европа зияла некая пробоина, стекла были выбиты, но не только в самой радиостанции, они были выбиты по всей окружности прилегающего пространства. Если вы помните, там были корты теннисные, рестораны, а напротив ряд домов. Так вот, во всех домах в окрестности были выбиты стекла. Повреждения были нанесены достаточно серьезные. Надо сказать, что здание Свободной Европы тогда практически не охранялось или охранялось крайне слабо. Во всяком случае, доступ был прямо к стене, под окнами Свободной Европы можно было оставить что угодно, чем и воспользовались террористы – они оставили чемодан с взрывчаткой прямо под окнами тогдашней чехословацкой редакции, который и сработал, сработало взрывное устройство.


Взрыв в основном разметал комнаты чехословацкой редакции, что, кстати говоря, учитывая, что сценарий реализовали румынские службы безопасности, не вполне понятно, почему все-таки объектом были именно чехословацкие эмигранты, чехословацкие сотрудники Свободной Европы. Несколько человек было ранено, в основном осколками стекла. Одна из дикторш была ранена крайне серьезно, потребовалось произвести несколько, до десятка операций пластической хирургии, чтобы в каком-то смысле восстановить ее лицо. И она фактически стала пожизненным инвалидом. Остальные были ранены в той или иной степени, в конечном счете все они вернулись на свои рабочие места.



Владимир Тольц: Политические последствия теракта оказались для его вдохновителей весьма контрпродуктивными. В эти дни в Москве открылся 26 съезд КПСС. Но все газеты Западной Германии вместо того, чтобы обсуждать эпохальный, длившийся 3 часа 40 минут доклад Брежнева (из-за дряхлости докладчика его не решились целиком транслировать по телевидению) писали на первых полосах о другом:



Диктор: У полиции ФРГ нет сомнения, что террористическая акция - дело рук КГБ СССР или одного из его сателлитов.



Владимир Тольц: Двухмиллионный ущерб, нанесенный Радио взрывом был с лихвой компенсирован американским Конгрессом. А популярность радиостанции в Восточной Европе, сочувствие к ней и доверие к ее передачам резко возросли.


В заключение несколько слов о судьбах тех, кто был упомянут в этой передаче. Завербованный СтБ в самый разгар «пражской весны» и заброшенный на Запад сразу после ее разгрома провинциальный актер Павел Минаржик после завершения шпионской миссии был направлен в СССР на доучивание. В Праге и Москве вышла подписанная им книга, описывающая тяготы шпионского труда и обличающая Свободную Европу. После «бархатной революции», в 1993-м пражский суд приговорил его к 4 года заключения за планирование взрыва Свободной Европы, но дело было пересмотрено, и защите удалось доказать, что Минаржик « хотел избежать человеческих жертв». Тем временем бывший шпион, переквалифицировался в бизнесмена, торгующего с Украиной, и получил новый шанс оказаться за решеткой – на сей раз за попытку обманным путем получить крупную страховую компенсацию.


Карлос- Шакал был в 1994-м арестован французскими властями в Судане и ныне отбывает пожизненное заключение. В тюрьме он стал мусульманином, написал книгу, женился на собственном адвокате и с помощью супруги подал апелляцию в Европейский Суд по правам человека с требование возместить ему ущерб, причиненный многолетним пребывание в одиночной камере. Его бывшая подруга Магдалена Копф («Лили»), родившая ему дочь, была вместе с подрывником Бруно Брегетом арестована в Париже в 82-м, а в 85-м вернулась в Германию. Ее бывший бой-френд Иоханес Вайнрих (Стив) доживает свое в берлинской тюрьме Маобит (при Гитлере там содержали Эрнста Тельмана). А вот главный мюнхенский подрывник Бруно Брегет, возможно, уже мертв. Отсидев свое, он в 95-м исчез: сел на пароход, идущий из Италии в Грецию, где у него был дачный домик, но в Греции не высаживался. Его документы остались у капитана судна… В конце года его официально объявили «пропавшим без вести»


Нет уже в живых и большинства из тех, о ком старательно доносила агентура чехословацкой госбезопасности на Свободной Европе. Среди покинувших нас и эмигрант 68-го года, сотрудник Радио Свободная Европа, популярный в Чехии певец Карел Крил, чья песня украсила нашу сегодняшнюю передачу. Но теплая память о нем, почтительное отношение к Радио Свободная Европа как важной и замечательной странице истории страны – это в Чехии сохраняется, и думая, уже со временем изменится не сильно…




XS
SM
MD
LG