Ссылки для упрощенного доступа

Пражское содружество


Виталий Портников
Виталий Портников
Список стран, руководители которых собрались в Праге на саммит "Восточного партнерства", подозрительно напоминает другой список – участников почти уже забытого Содружества независимых государств.

Да, конечно, страны эти разные, и амбиции у их лидеров также различаются. Украина так и не ратифицировала Устав СНГ – ни при Леониде Кравчуке, ни при Леониде Кучме, ни при Викторе Ющенко, а нынешний украинский президент в качестве главной цели своей внешней политики называет присоединение Украины к НАТО и Европейскому Союзу.

А Беларусь явилась пионером "разноскоростной" интеграции на постсоветском пространстве, участвовала во всех амбициозных проектах России, в том числе и в создании Союзного государства, которое в момент его провозглашения казалось чуть ли не зародышем нового СССР. В результате белорусский президент Александр Лукашенко сделал все, чтобы его страна была представлена в Праге – вплоть до собственного неприезда в чешскую столицу…

Вспоминаю, какую обструкцию когда-то устроили президенты бывших советских республик на саммите СНГ в Кишиневе Борису Ельцину и Александру Лукашенко именно за эту разноскоростную интеграцию. Тогда у лидеров новых государств была еще иллюзия создания некоего общего цивилизационного пространства с Россией, и они не хотели, чтобы кто-то получал преференции на этой непростой стройке.

Но что предложила Россия соседям за эти годы? Дармовые энергоносители, которые, естественно, начали дорожать сразу же по окончании нефтедолларового дождя над Кремлем? Предложение присоединяться областями и не морочить голову, элегантно сделанное Владимиром Путиным Александру Лукашенко? Антиукраинскую и антигрузинскую пропагандистские компании, начавшиеся только из-за того, что жители соседних стран посмели избрать не тех президентов, которых рекомендовал им Кремль?

Впрочем, самое главное – что Россия не смогла предложить ни Украине, ни Грузии, ни Беларуси, ни Молдове, ни Азербайджану, ни Армении, словом – никому: модели привлекательного государства. Если бы в Москве действительно хотели бы особых отношений и взаимопонимания с соседями, лидеры России вовремя поняли бы – основным в цивилизационном соревновании с Евросоюзом является именно эта модель.

К чему стремится, на кого быть похожим? На стремительно развивающуюся, преодолевающую различия, разнообразную Европу или на коррумпированную, нищую, бездарно проевшую нефтедолларовые прибыли Россию, в которой к тому же "на всех языках все молчит", потому что слушает и конспектирует речи Путина и Медведева? Так такая, с позволения сказать, государственная модель есть в каждой бывшей советской республике. Но она – прошлое. А Европейский Союз – будущее постсоветского пространства вне зависимости от того, войдут ли участники "Восточного партнерства" в состав или станут просто добрыми соседями "большой Европы".
XS
SM
MD
LG