Ссылки для упрощенного доступа

Экономическая панорама. Увеличение дефицита сахара


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Иван Трефилов.

Кирилл Кобрин: Новости бирж, финансовых рынков, репортажей, интервью и комментарии на экономические темы в панораме Ивана Трефилова.

Иван Трефилов: Международная организация по сахару вдвое - почти до 8 миллионов тонн - увеличила свой предыдущий прогноз дефицита сахара в мире в 2009 году, оценивая при этом темпы роста цен на него по итогам года на уровне 30 процентов. Ожидаемое превышение спроса на сахар над производством эксперты организации объясняют снижением его внутреннего производства в странах Азии, прежде всего, в Индии. Впрочем, по мнению ведущего эксперта российского Института конъюнктуры аграрного рынка Евгения Иванова, для мирового рынка сахара эта ситуация критичной не является.

Евгений Иванов: Сама по себе цифра увеличение дефицита не критична, потому что размер мирового производства - около 150 миллионов тонн. 8 миллионов тонн от 150 миллионов - это, мягко говоря, не принципиально. А во-вторых, это первый дефицит после трех лет профицита. Три года мировое производство превышало потребление и на рынке росли запасы. В этом сезоне мы увидим сокращение запасов, причем негативные оценки этого сезона начались еще осенью. То есть, в значительной степени эта новость отыграна уже произошедшим ростом цен - рынок сахара с июля по декабрь снизился существенно ниже остальных товарных рынков. Нефть просто рухнула почти в четыре раза, а сахар снизился очень незначительно.

Иван Трефилов: Тем не менее, в России только за первый квартал года цены на сахар уже выросли на 30 процентов. Однако, как считают специалисты, причиной этого является отнюдь не его дефицит. Рекордное производство свекловичного сахара в 2008 году - более 3 с половиной миллионов тонн - стало причиной того, что запасы сахара в России, включая ввозимый сахар-сырец, на начало года составляли почти 3 миллиона тонн. С чем тогда связан уже состоявшийся рост цен и будет ли он продолжаться дальше? Евгений Иванов продолжает:

Евгений Иванов: Потенциал роста не исчерпан. Рост цен на 30 процентов был в рублях от сверхнизких уровней осени. Если вспомнить, что сахар до сих пор является импортным, то есть валютным товаром, а его внешняя цена не только не снизилась, но и даже выросла за последние месяцы, то в условиях девальвации сахару еще есть, куда расти. То есть этот рост - это лишь частичная компенсация девальвации рубля. Если мы возьмем рублевую цену августа прошлого года и пересчитаем ее по динамике курса за эти месяцы, то сахар должен стоить еще дороже. Кроме того, за это время сахар подорожал в мире. Поэтому в ближайшие месяцы мы вновь увидим рост цен, который будет сильно ограничен значительными запасами на внутреннем рынке, которые примерно на 200 тысяч тонн превышают уровень прошлого года. Но они динамично сокращаются с января и, возможно, где-нибудь в июне или к началу июля мы выйдем на уровень запасов прошлого года.

Иван Трефилов: Рост цен на сахар в России, по прогнозу Евгения Иванова, может продолжаться до середины августа, после чего последует их снижение из-за подоспевшего урожая сахарной свеклы. При этом он считает нерыночными попытки Федеральной антимонопольной службы вмешаться в регулирование цен на этом рынке.

Евгений Иванов: Рынок сахара настолько конкурентен, что говорить о монопольном сговоре - это просто анекдот. На рынке действуют более 80 заводов, которые принадлежат примерно 25 компаниям. Кроме этого, есть еще и импортеры, не владеющие заводами - их около 10. И, кроме того, есть более тысячи агрофирм, которые выращивают свеклу и у которых есть сахар. Есть также много поставщиков ресурсов в отрасль, которые этот сахар получают в зачет поставок удобрений или нефтепродуктов. То есть, сахар в стольких руках сосредоточен в России, что говорить о каком-то сговоре просто не приходится. Да, есть крупные игроки и доля их существенна. Ну и что? Сахар в стране сосредоточен в тысячах руках, как на федеральном, так и на локальном уровнях.

Иван Трефилов: Это был ведущий эксперт российского Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов.
XS
SM
MD
LG