Ссылки для упрощенного доступа

Бродяжки – почему на востоке не прививается западный опыт заботы о бездомных собаках


Ирина Лагунина: По данным Всемирного общества защиты животных, из 500 миллионов собак, живущих в мире, около 75 процентов не имеют хозяев. И это при том, что на Западе уже давно действует система приютов, сети добровольцев и кампании по приему бездомных собак в семьи. Проблема бродячих собак остается весьма актуальной в России, где их чаще всего отстреливают или травят. Взять хотя бы Подмосковье с активным замковым строительством. Количество бездомных собак в дачных поселках растет пропорционально числу недостроенных и брошенных домов. Бывшие когда-то холеные любимцы сбиваются в стаи, дичают, роются по помойкам. И не вызывают у людей, похоже, ничего, кроме страха. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Бездомные собаки давно стали частью пейзажа любого крупного российского города. У людей они вызывают самые различные эмоции: кто-то относится к ним равнодушно, кто-то ненавидит, кто-то стремится подкормить и приласкать. Чаще всего собаки ведут себя мирно, но, случается, набрасываются на людей. По статистике, в основном это происходит весной и осенью, в период размножения животных. Известны случаи гибели людей, на которых нападали бродячие собаки. В разных российских городах эту проблему пытаются решить по-своему. Где-то, как, например, в Нижнем Новгороде собак отстреливают препаратами «Ромстар» и «Адреналин Супер», они вызывают смерть от удушья в течение десяти минут. В Туле собак ловят специальные ветеринарные службы, ветеринар осматривает пойманных особей и решает, что с ними делать дальше. Больных собак усыпляют, здоровых стерилизуют и отпускают обратно на улицу. В Самаре также пытаются внедрить программу стерилизации бродячих животных, но не все проходит гладко. Подробнее об этом рассказывает мой самарский коллега Сергей Хазов.

Сергей Хазов: Простые самарцы и члены самарского общества защиты природы возмущены действующей в городе программой по отлову и стерилизации бездомных животных. Эта программа, после отлова на принудительную стерилизацию в ветеринарные клиники доставляют собак и кошек, является живодерством. У животных, прошедших стерилизацию, отрезают уголок уха. Многих животных после стерилизации выбрасывают из ветеринарных клиник с не заросшими швами обратно на улицу. Рассказывает член правления самарской организации Общество защиты животных «Участие» Ирина Блинова.

Ирина Блинова:
Вряд ли они стерилизовали, там нечего стерилизовать, потому что ничего не нашли скорее всего. Разрезали, зашили, ухо отрезали, отпустили.

Сергей Хазов: При самарском обществе по защите и охране животных «Участие» работает приют и лечебница для бездомных собак, пострадавших при программе очистки Самары от бродячих животных. Сейчас в приюте для животных содержится более 20 собак. Все они попали в приют по-разному: одни были выкуплены у работников спецавтохозяйства или ветеринарных клиник, куда животных доставляют на стерилизацию, другие просто подобраны на улице добрыми самарцами. В планах мэрии Самары отловить в этом году 20 тысяч бездомных животных. Предложенный мэрией механизм стерилизации бродячих животных не отработан. Поясняет член правления самарской организации Общества защиты животных «Участие» Ирина Блинова.

Ирина Блинова: Ветеринар, принимающий решение об эвтаназии, он его и принимать не будет, потому что зарплату он получает только за инъекцию, а не за того, кого он освободил.

Сергей Хазов: По мнению самарских экологов, отлов не только не сокращает популяцию домашних животных, но и способствует ее расширению. При отлове попадаются в основном молодые и больные особи, а у здоровых срабатывает инстинкт выживания вида и они начинают размножаться с новой силой. По мнению защитников прав животных, решить проблему можно, создав в Самаре питомники и приюты, а также грамотной стерилизацией животных, в частности, собак. Сегодня животные стерилизуются и отлавливаются живодерами, рассказала Ирина Блинова.

Ирина Блинова: Неофициальная информация существует о том, что с одобрения районных администраций доброхоты какие-то травят, вызывают длительную мучительную гибель животного.

Сергей Хазов: По словам самарских защитников животных, сегодня в России нужно создать правила содержания домашних животных, чтобы нерадивые хозяева, выбросившие на улицу собаку или кошку, несли ответственность за судьбу своих четвероногих питомцев.

Любовь Чижова: В Москве на программу стерилизации бродячих собак власти выделили полтора миллиарда рублей. К концу этого года в российской столице должно быть построено 15 питомников, в которых разместят 30 тысяч животных. Я позвонила в префектуру Восточного административного округа Москвы и поговорила со специалистом отдела по фауне Михаилом Довбнем. Он сказал, что питомник в его округе откроется через три-четыре месяца и уверил меня, что бездомных собак в Москве больше не убивают.

Михаил Довбень: Главная проблема – это укусы, ночной лай. Жители обращаются либо письменно в управу, либо в префектуру, пишут заявления с просьбой отловить таких-то собак, обитающих там-то. В данный момент закончены все строительные работы, осталось только последнее – подвести коммуникацию.

Любовь Чижова: На сколько собак рассчитан питомник?

Михаил Довбень: До 2500 собак и 200 кошек.

Любовь Чижова: Кроме того, что собак там будут кормить и, вероятно, за ними ухаживать, что еще предполагается делать?

Михаил Довбень: Предполагается определенная вакцинация от бешенства, от паразитов, смотрят за собаками. Через несколько дней, если не обнаружено никаких отклонений в здоровье собаки, ей проводят стерилизацию. После этого собаку помещают в обычную клетку.

Любовь Чижова: Все-таки вы предполагаете дальше устраивать собак?

Михаил Довбень: Это обязательное условие, иначе приюты не справятся.

Любовь Чижова: Михаил, сейчас бродячие собаки в Москве уничтожаются?

Михаил Довбень: Нет. Запрещено постановлением номер 819 от 1 октября 2002 года.

Любовь Чижова: Защитники прав животных недовольны тем, как власти Москвы решают проблемы бродячих собак. Они считают, что животных продолжают уничтожать, а строительство питомников только ухудшает положение брошенных псов. Говорит представитель центра по защите прав животных «Вита» Константин Собинин.

Константин Собинин: Внешне это выглядит очень лакировано, огромное количество приютов, но на деле это получился просто конвейер смерти. Потому что один из приютов этой серии был открыт в прошлом году, хотя официально он даже не был открыт, но реально он стал принимать животных с июня прошлого года. На открытие приюта приезжает городской канал, зам мэра Бирюков отчитывается перед народонаселением с телеэкрана, какие корпуса мы вам понастроили. И первая партия животных появляется – 80 собак. Спустя пару дней люди, которые видели появление 80 собак, находят там 50 собак. Куда исчезли 30 на вопрос, получают ответ, что, дескать, рабочие плохо закрыли клетки и животные разбежались.

Любовь Чижова: Я беседовала с представителем отдела фауны одной из префектур московских, и он мне сказал, что бродячие собаки в Москве не уничтожаются.

Константин Собинин: Это на словах. На деле животные исчезают в известном направлении. То есть мало того, что существуют нелегальные отловы, то есть когда префектуры заключают договора с какими-то левыми серыми, черными фирмами, отловщиками, что, собственно, и происходило в течение последних лет, несмотря на официальную кампанию за гуманное решение проблемы. И по-прежнему ловят и убивают. Но помимо этого существует официальная линия отлова и помещения безвозвратное в эти новые приюты. Проблема не в том, чтобы настроить 15 или 20 или 200 или две тысячи приютов, потому что они одномоментно будут набиты животными брошенными. Проблема в источнике. То есть это вчерашние домашние питомцы. Прежде всего остановить вал заводчиков. Второе – стерилизовать домашних. И третье, конечно, наладить социальную рекламу, чтобы люди могли брать из приютов животных.

Любовь Чижова: Вот как относятся к бродячим животным в других странах. В Великобритании действует закон, в соответствии с которым каждый орган местного самоуправления обязан назначить специалиста для работы с бездомными животными. В случае обнаружения бродячей собаки, он должен ее поймать и поместить в питомник. Спустя неделю собака либо передается новому владельцу или в частный приют, либо умерщвляется способом, причиняющим как можно меньше боли. В Германии свыше 500 приютов для бездомных собак и довольно жесткие правила содержания домашних животных. Если хозяин выбросит собаку на улицу, его оштрафуют на 25 тысяч евро. В США бездомных собак также отлавливают и держат в питомниках около недели, а потом или отдают новым хозяевам или усыпляют. В Индии бездомных собак ловят, стерилизуют и отпускают на улицу. О том, как проблему бродячих животных пытаются решить в Сербии, рассказывает корреспондент Радио Свобода в Белграде Айя Куге.

Айя Куге: Никому неизвестно, сколько бездомных собак в Белграде. 2-3-4 тысячи, а может – 10? На город с населением в полтора миллиона человек. Ситуация с защитой собак и кошек в Сербии порой трагическая – особенно за пределами столицы. Сейчас готовится законопроект о содержании и благополучии животных, но его подготовкой, как утверждают защитники прав животных, занимаются люди, не понимающие эту проблему. А существует ли сейчас какая-то политика государства в этом вопросе? Наша собеседница Даница Дробац, тринадцать лет возглавляющая одну из неправительственных организаций, которая по собственной инициативе, на частные пожертвования заботится о собаках на улицах Белграда.

Даница Дробац: Соответствующей политики на государственном уровне абсолютно не существует. Инструкции и правила противоречат друг другу и реальной ситуации. Ветеринарный закон 2006 года запрещает эвтаназию животных. По этому закону местные самоуправления обязаны пристроить бездомных зверей. Но особенность нашей страны в том, что сами органы власти нарушают законы. И на практике жизнь бездомных собак и кошек зависит от местных властей, которые там, где нет сильных организаций защиты животных, расправляются с ними самыми страшными способами физической ликвидации.

Айя Куге: Семь лет назад, когда после войны по улицам бродили стаи бездомных собак, в Белград прибыли французские специалисты из фонда благополучия животных Брижит Бардо с намерением на свои деньги решить проблему на основе программы ОСВ – отловить, стерилизовать и вернуть собак на их участки обитания. Тогда было стерилизовано около тысячи собак. Однако вскоре оказалось, что коммунальная служба зоогигиены продолжает отлавливать и убивать этих животных, выкачивая за это деньги из города. Французы свою деятельность в Сербии прекратили. Но официально в Белграде такая программа осталась в силе, и она функционирует относительно успешно – но теперь почти вся тяжесть её проведения легла на энтузиастов. В городском центре по стерилизации условия гигиены страшные, помещения заражены инфекционными болезнями, работают там те же люди, которые раньше убивали животных. Уличных собак там часто вакцинируют и стерилизуют без ветеринарного обследования и сразу возвращают на улицы, где они погибают без медицинского надзора. А в последнее время в средствах информации как будто ведётся кампания против уличных собак – причем под лозунгом: «Либо собаки, либо наши дети». Порой кажется, что собак в Сербии ненавидят. Но несмотря на это, есть на улицах Белграда немало собак, которые благополучно прижились.

Даница Дробац: Белград может похвалиться тем, что у нас есть целая армия граждан, которые не только на уровне организаций по защите животных, но и на личном уровне, за собственные деньги стерилизуют уличных животных, фактически помогая тем самым муниципалитету. Белградские собаки – не бродяжки, они под опекой. Есть люди, которые ежедневно заботятся о них – кормят, лечат, покупают им препараты против клещей и блох. Это и видно – собаки ухоженные, откормленные, постоянно обитают на одном месте. Они дружелюбные. У каждой - своё имя, ошейник опекающей организации. Многим поставлены микрочипы, и они в городе зарегистрированы. Наша организация заботится о паре сотен таких собак - с помощью активистов по всем кварталам Белграда.

Айя Куге: Мы беседовали с Даницей Дробац из организации по защите животных «Европейская инициатива 17». Есть в Белграде призывы закрыть всех бездомных собак в приюты. Однако приютов мало, и все они существуют на основе частных инициатив. Взрослых собак оттуда забирать никто не хочет, шанс найти новый дом имеют лишь щенки. Сейчас городской муниципалитет начал строить огромный приют, но защитники животных называют его пожизненной тюрьмой для собак и кошек.

Любовь Чижова: В обществе ведутся бурные дискуссии о том, как поступать с бездомными собаками. Защитники животных призывают людей быть гуманнее и мирно сосуществовать с братьями меньшими. Их противники говорят, что прежде всего нужно заботиться о собственной безопасности, поэтому бродячих собак нужно уничтожать. Каждый имеет право на собственное мнение. На этой неделе интернет-сайт Радио Свобода опубликовал историю о том, как бездомная собака из Смоленской области по кличке Лаки отправляется жить в Америку.
XS
SM
MD
LG