Ссылки для упрощенного доступа

Слишком красивая война


Режиссер российского фильма «Маяк» Мария Саакян
Режиссер российского фильма «Маяк» Мария Саакян

На Московском международном кинофестивале продолжается показ фильмов конкурса экспериментального кино «Перспективы». Российская лента «Маяк», немецкий фильм «Возьми себя в руки» и чешский «Re-start» сделаны не дебютантами и имеют отчетливые признаки национальных киношкол.


И чешский, и российский фильмы - ленты, если можно так сказать, «дизайнерские». Это касается и работы операторов, и художников обоих фильмов, и заставок, и монтажа. Молодые герои фильма «Re-start» работают в рекламном мире, и фильм, соответственно, сделан с некоторым технологическим шиком, в нем много стильных монтажных приемов, высокая, но не раздражающая зрителя визуальная динамика; в нем город Прага представлен не туристическими видами, а именно что городским дизайном. Герои фильма, несмотря на тусовки в ночных клубах, не являются типичными представителями мира гламура и пиара. Они не фальшивы, они умны и талантливы, и в их жизни есть место личной катастрофе. Главная героиня в непростые минуты жизни ходит к матери на кладбище, а с утра может сообщить любимому человеку: у меня ноги стали, как у старухи. В фильме достаточно фирменного чешского юмора. Автор фильма «Re-start» - двадцативосьмилетний Юлиуш Шевчук, учился в Нью-Йоркской киноакадемии. Он отмечен наградой Британской киноакадемии.


Начальные сцены российского фильма «Маяк» также выполнены с удивительным, почти вызывающим визуальным изяществом. Титры сделаны профессиональным каллиграфом, они смываются водой, буквы превращаются в размытые чернильные черные тучки на фоне облаков и гор Кавказа. Лента поставлена двадцатишестилетней выпускницей ВГИКа Марией Саакян (мастерская Владимира Кобрина). Ее дипломная работа «Прощание» была удостоена нескольких международных наград, «Маяк» - ее вторая картина по сценарию Гиви Шавгулидзе (ВГИК мастерская Ю. Н. Арабова и Т. А. Дубровиной).


Действие происходит то ли в Нагорном Карабахе, то ли в Абхазии во время вооруженных конфликтов начала девяностых, в основе истории – личный опыт сценариста и режиссера. Однако режиссер сознательно избегает показа ужасов войны, ужас имеет скорее бытовой и ежедневный характер: в доме гаснет свет, не ходят поезда, по ночам стреляют. Лента, в изобразительном отношении наследующая Иоселиани и Тарковскому, так красива, что у зрителя поневоле возникают определенные сомнения в уместности всей этой красоты.


Свое впечатление от фильма филолог Дарья Ли сформулировала так: «Большая проблема, в общем, заключается в том, как отливается в кино память о войне. Для меня все время при просмотре возникал такой зрительский конфликт: можно ли об этой войне, не проделав рефлексивной работы, социальной работы, начать снимать такую чистую лирику? Здесь нет врагов, здесь есть просто, возможно, даже красота какого-то разрушенного мира, и природная красота сохраняется, красота этих женщин, этих детей. Думаю, это достаточно, конечно, тонкое кино. Но проблема есть в выборе темы и соответствия киноязыка этой теме».


А вот в ленте «Возьми себя в руки» никакого противоречия между формой и содержанием нет. Этот фильм в жанре черной комедии и народной мистерии сделан восточной немкой Сабиной Михель, которая училась и работала в Париже и Лиссабоне. Это ее уже восьмая работа в кино.


XS
SM
MD
LG