Ссылки для упрощенного доступа

В Москве состоялась встреча министров иностранных дел стран "большой восьмерки"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.



Андрей Шароградский: В Москве сегодня состоялась встреча министров иностранных дел стран "большой восьмерки". Впервые переговоры прошли под председательством России. По их окончании с министрами встретился российский президент Владимир Путин. О главных темах переговоров и об итогах встречи руководителей внешнеполитических ведомств "восьмерки" - в репортаже нашего корреспондента.



Михаил Саленков: Главными темами переговоров министров иностранных дел стран "большой восьмерки" в Москве, как и ожидалось, стали ситуация на Ближнем Востоке, взаимоотношения Израиля и Палестины, иранская и северокорейская ядерные программы, обстановка в Ираке, Афганистане и на Балканах. Министр иностранных дел России Сергей Лавров на итоговой пресс-конференции так прокомментировал результаты переговоров.



Сергей Лавров: Мы удовлетворены тем, как завершилась встреча министров иностранных дел "восьмерки". Это фактически последнее подготовительное мероприятие к саммиту в Санкт-Петербурге. Мы рассмотрели весь спектр политической повестки дня "большой восьмерки". Вопросы, большинство которых представляют особый интерес и для мирового сообщества в целом, и, разумеется, мы учитывали позицию других стран, когда мы рассматривали ту или иную проблему. В центре внимания встречи была проблематика нераспространения оружия массового уничтожения. В этом контексте обсуждалась ситуация вокруг ядерной программы Ирана, вокруг ситуации на корейском полуострове. Мы также уделили особое внимание положению на Ближнем Востоке, прежде всего в контексте последнего, недавнего обострения в отношениях между палестинцами и Израилем.



Михаил Саленков: По поводу ситуации на Ближнем Востоке Лавров заявил, что министры иностранных дел "большой восьмерки" поддержали позицию квартета международных посредников, а палестинцев и израильтян призывают успокоить ситуацию и вернуться к переговорам по плану "Дорожная карта". Что касается истории с иранской ядерной программой, то тут министры единодушно выразили поддержку предложениям, с которыми обратилась к Тегерану шестерка наблюдателей, и на сегодняшний день от Ирана ждут ответа на эти предложения. Говорит госсекретарь США Кондолиза Райс.



Кондолиза Райс: Мы до сих пор ожидаем официального ответа от Ирана, лишь затем можно будет дать оценку ситуации. Думаю, вы обратили внимание, что в заявлении выражается разочарованием тем, что Иран не дает ответа на весьма выгодные, с нашей точки зрения, предложения. Все без исключения положения Венской декларации остаются в силе, и мы до сих пор надеемся на положительный ответ Ирана.



Михаил Саленков: Говоря о ситуации в Ираке, министр иностранных дел России Сергей Лавров поблагодарил коллег за поддержку после убийства сотрудников российского посольства в Багдаде. В обсуждении иракской проблемы министры также были единодушны, заявил Сергей Лавров.



Сергей Лавров: Мы подтвердили нашу поддержку постоянному правительству Ирака, призвали его продолжать работать над достижением национального согласия, над укреплением безопасности, создавая тем самым условия для устойчивого социально-экономического развития. Я хотел бы от имени Российской Федерации, от себя лично выразить признательность всем моим коллегам за их солидарность с Россией в связи с варварским актом захвата и убийства сотрудников российского посольства в Ираке. Мы все едины в том, что виновные должны быть найдены и понести заслуженное наказание.



Михаил Саленков: После пресс-конференции с министрами иностранных дел стран "большой восьмерки" встретился президент России Владимир Путин. В присутствии журналистов Путин предложил сделать общую фотографию, после чего представителей средств массовой информации попросили удалиться, и, как сообщается, дипломаты и президент продолжили неформальное общение.



Андрей Шароградский: Накануне петербургского саммита "большой восьмерки" политологи разных стран пытаются предсказать, какие все-таки темы будут главными на этом саммите и удастся ли найти по ним общий язык. Мой коллега, корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов беседует на эту тему с американским экспертом.



Ян Рунов: Президент вашингтонского совета по американской внешней политике Герман Перчнер очертил круг проблем, о которых может пойти речь на совещании.



Герман Перчнер: Всегда, когда министры иностранных дел собираются на совещании, они определяют круг вопросов для обсуждения на саммите глав правительств стран "большой восьмёрки" и вносят поправки в проекты документов, которые могут быть приняты на встрече в верхах. Среди этих вопросов, видимо, будут и конфликты на территориях стран бывшего Советского Союза. Это вопросы о границах, особенно Грузии и Молдовы... Проблемы сложные, особенно если учесть фактическую независимость Южной Осетии и Абхазии, и Транснистрии.



Ян Рунов: Думаете, Россия даст своё согласие на включение этих проблем в повестку дня?



Герман Перчнер: Если вы сидите за столом на совещании, и кто-то начинает говорить об этом, то что можно сделать? Правда, не думаю, что чеченский вопрос будет поднят, разве что сама Россия поднимет его...



Ян Рунов: О каких конфликтах за пределами постсоветского пространства может пойти речь?



Герман Перчнер: Я думаю, невозможно обойти вопрос об Иране. Слишком уж глобальная проблема. И здесь госсекретарь Кондолиза Райс попытается заручиться поддержкой всех стран "восьмёрки", включая Россию. С Ираном связан не только ядерный вопрос, но и вопрос о терроризме. Тем более что госсекретарь перед приездом в Москву посетила Афганистан и Пакистан, где речь шла об усилении борьбы с боевиками "Талибана" и террористами "Аль-Каиды". Северная Корея на совещании министров иностранных дел не займёт такое место как Иран. Северная Корея до сих пор рассматривается как региональная, азиатская проблема, и европейских участников "клуба восьми" волнует намного меньше, чем проблемы Ирака и Ирана. Наверняка будет обсуждаться и палестино-израильский конфликт, но он вряд ли будет доминировать.



Ян Рунов: Какие вообще надежды вы связываете с этим совещанием?



Герман Перчнер: Я полагаю, от того, как пройдёт совещание министров иностранных дел, зависит, с какими трудностями встретятся потом участники июльского саммита в Санкт-Петербурге. Если в сообщениях для прессы будет сказано, что совещание прошло в откровенных дискуссиях, то, значит, на саммите возникнут значительные проблемы.



Ян Рунов: Сможет ли Россия, как председатель саммита, влиять на повестку дня и на ход обсуждения?



Герман Перчнер: Были и другие председатели, и будут... Роль председателя "большой восьмёрки" ротационная и не так уж важна. Но для России это лишняя возможность продемонстрировать свои экономические, политические и социальные успехи. Это тем более важно, что часто Россия подвергается критике за отход от демократии. Некоторые даже поднимают вопрос о праве России оставаться в составе "большой восьмёрки" из-за того, что происходит с демократическим процессом в стране. Такого рода дискуссия тоже может возникнуть.


XS
SM
MD
LG