Ссылки для упрощенного доступа

Рынок газа в России все дальше


Алексей Миллер, выступая на собрании акционеров «Газпрома», высказался за конкуренцию на энергетическом рынке России
Алексей Миллер, выступая на собрании акционеров «Газпрома», высказался за конкуренцию на энергетическом рынке России

«В России должна быть межтопливная конкуренция», - заявил сегодня глава «Газпрома» Алексей Миллер, выступая на собрании акционеров госкомпании. О какой-либо конкуренции на рынке самого газа можно будет говорить при наличии хотя бы нескольких значимых игроков, напоминают эксперты, но пока «Газпром» делает все, чтобы они не возникли.


На долю независимых производителей газа в России, вместе взятых, приходится примерно 15% всей его добычи, в которой доминирует «Газпром». Тем не менее, государственная монополия все больше стремится к обретению контроля и над ними, точнее, над их добывающими активами. Только что заявленная покупка почти 20% акций компании «НОВАТЭК», крупнейшего на сегодня независимого производителя газа в России, - не первая подобная сделка «Газпрома».


«Монополия оказывается не в состоянии значительно нарастить добычу на своих месторождениях и потому вынуждена искать «точки роста» на стороне», - говорит аналитик «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко. Они «находятся» в тех компаниях, активы которых, как считает руководство «Газпрома», в свое время были незаконно выведены из состава монополии, при прежнем ее руководстве. «В 2005 году «Газпром» вернул под свой контроль компанию «Нортгаз», что сразу дало ему возможность нарастить собственную добычу на 2 миллиарда кубометров в год. Еще раньше монополия вновь обрела ряд активов «Итеры», «Пургаза» и некоторых других независимых компаний», - напоминает Екатерина Кравченко. Если из 15,5% общероссийской добычи газа, которая приходится на всех независимых его поставщиков, вычесть долю тех, которые в большей или меньшей степени уже перешли под контроль «Газпрома», останется не больше 8-10%, полагает аналитик.


Две недели назад президент Международного энергетического агентства Клод Мандиль, выступая на конференции в Амстердаме, выразил сомнение в том, что «Газпром» сможет полностью выполнить обязательства по поставкам газа, которые он взял на ближайшие 5-10 лет. Глава МЭА заявил, что темпы роста добычи газа «Газпромом» снижаются, тогда как его миллиардные инвестиции направляются не на расширение добычи на новых месторождениях, а в атомную энергетику, нефтяной бизнес и другие отрасли. А теперь и Туркменистан повышает цены на свой газ...


Конкуренция без экспорта


Отказ от еще недавних планов реформы газовой отрасли в России часто связывают и с тем, что, если выделить в отдельную компанию, даже под контролем государства, систему газопроводов, неминуемо придется повышать тарифы на транзит газа. Содержание и ремонт газотранспортной инфраструктуры требуют огромных денег, а они, мол, есть сегодня только у самого «Газпрома». Но почему-то в российской электроэнергетике, где предполагается создать специальную сетевую госкомпанию – именно для передачи энергии, подобных опасений никто не высказывает. «Газотранспортная система действительно одна из самых затратных составляющих газового бизнеса, - соглашается аналитик Standard & Poor ' s Елена Ананькина. – Но когда и добыча, и транспортировка газа сосредоточены в одной компании, очень трудно определить, во что же действительно обходится транспортировка?» Здесь главный фактор – именно «непрозрачность», позволяющий «Газпрому» скрывать как от правительства, так и от независимых производителей газа реальную стоимость его транспортировки, соглашается Екатерина Кравченко: «Выделение газотранспорта в отдельную компанию просто разрушило бы эту непрозрачность».


Бизнес «Газпрома» на внутреннем рынке газа считается убыточным ввиду заниженных цен на газ, которые оказываются в 3-5 раз ниже экспортных. Но при этом независимые производители газа считаются вполне прибыльными, хотя и работают, в отличие от «Газпрома», только на внутреннем рынке, дальше их просто не пускают. Более того, монополия стремится скупать добываемый ими газ еще «у скважины», по минимальным ценам, уровень которых эксперты оценивают в 20-22 доллара за тысячу кубометров. Это вдвое ниже внутренних цен на газ для предприятий.


Если предположить, что в обозримом будущем внутренние цены на газ в России будут повышены до вполне прибыльного уровня и для «Газпрома», то, как ни парадоксально, мотивации к какой-либо конкуренции на этом рынке окажется еще меньше. Ведь любая конкуренция, если она открытая, разумеется, неминуемо приведет в итоге к снижению цен для конечных потребителей, за которых разные компании и конкурируют между собой. Даже если сначала эти цены и повысятся. Сама идея рынка газа в этом случае может быть просто забыта, соглашается аналитик «Проспекта» Дмитрий Мангилев, но, с другой стороны, «Газпром» в принципе может на это пойти, чтобы стимулировать независимых производителей продавать больше газа внутри России. «Тогда он сможет больше газа экспортировать, что гораздо выгоднее». Монополия на экспорт газа из России, существующая де-факто, вскоре обретет статус де-юре. Проект закона уже принят в первом чтении.


Чтобы говорить о какой-либо конкуренции на российском газовом рынке, на нем должны появиться хотя бы несколько более или менее значимых игроков, напоминает Елена Ананькина. Но пока «Газпром», наоборот, предпочитает собирать активы, как и государственная компания «Роснефть». «Это – отражение общей стратегии государства, направленной на увеличение своего влияния в отрасли, в том числе – через усиление государственных компаний».


XS
SM
MD
LG