Ссылки для упрощенного доступа

Тверской суд Москвы начал слушания по существу уголовного дела о нападении на продюсера НТВ Эльхана Мирзоева


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Кирилл Кобрин: Тверской суд Москвы сегодня начал слушания по существу уголовного дела о нападении на продюсера НТВ Эльхана Мирзоева. Суд огласил обвинительное заключение, после чего слово было предоставлено обвиняемым.



Марьяна Торочешникова: Слушания в Тверском суде Москвы продолжаются до сих пор. Суд успел ознакомиться с обвинительным заключением, выслушать показания семи свидетелей и самого Эльхана Мирзоева. По его словам, хотя процесс и идет достаточно динамично, надеяться на то, что во время сегодняшнего заседания начнутся прения сторон, не приходится - не все свидетели допрошены.


На скамье подсудимых двое - 22-летний студент одного из московских вузов Виталий Голиков и 21-летний сотрудник частного охранного предприятия Вячеслав Баркетов. Им предъявлены обвинения, предусмотренные 115 и 282 статьями Уголовного кодекса Российской Федерации ("Умышленное причинение легкого вреда здоровью" и "Возбуждение национальной ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с применением насилия"). И, хотя Баркетов частично признал свою вину в части обвинения в причинении легкого вреда здоровью, ни он, ни Голиков не считает себя виновными в разжигании национальной вражды.


Однако на этом обвинении в первую очередь настаивает потерпевший. Говорит Эльхан Мирзоев.



Эльхан Мирзоев: Доказать 282-ую, естественно, очень сложно, но мы сделаем все. Этот процесс для меня важен именно потому, что напали именно по мотивам национальной неприязни. Ведь в вагоне ехало человек 20, могли выбрать другого человека, могли подойти к нему и сказать: "Почему ты здесь сидишь и едешь?" Нет, подошли именно ко мне, сказали: "Почему ты не убираешься из Москвы, русского города? Вы, чурки и жиды, захватили власть в стране". Так что я считаю, что здесь, конечно же, правда на нашей стороне. И я заинтересован в этом деле именно поэтому. Откровенно говоря, если бы меня хотели бы ограбить, мне не так было бы больно.



Марьяна Торочешникова: Вообще же в России суды не очень охотно выносят приговоры, в которых упоминается та самая 282-ая статья. О том, почему так происходит, я попросила рассказать директора Бюро по правам человека, председателя секции по проблемам ксенофобии экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации Александра Брода.



Александр Брод: Эта проблема очень остра. Но должен сказать, что если, допустим, три года назад не хотели упорно квалифицировать по этой статье 282-ой, то сейчас все-таки есть пусть небольшая, но тенденция к более эффективному правоприменению, и за последние два года порядка 30 было вынесено приговоров, именно с использованием этой статьи. И на скамью подсудимых попадали представители радикальных группировок, и получали очень серьезные сроки заключения. Но по-прежнему некоторые правоохранители не хотят квалифицировать эти статьи с использованием отягчающих обстоятельств в виде разжигания национальной розни. Дела очень сложные, они занимают много времени, они требуют от правоохранителей определенных знаний. Поэтому не хотят зачастую просто возиться, обременять себя поиском доказательств, разбором идеологии и так далее. Поэтому проще, конечно, им квалифицировать как хулиганство. Но это, конечно, не снимает с них ответственности, поскольку не учитывать этот мотив - это все равно что закрывать глаза на эту опасную тенденцию, ксенофобскую, и не привлекать к ответственности по этим статьям. Второй момент - это то, что бывают случаи, когда представители милиции или прокуратуры сочувствуют этим радикальным националистам.



Марьяна Торочешникова: Продюсера НТВ Эльхана Мирзоева избили ночью 3 апреля этого года в Московском метро. Несколько молодых людей подсели нему в поезде на станции "Парк культуры" и начали "объяснять", почему ему не следует жить в России. Когда слов не хватило, в ход пошли кулаки и бутылки с пивом. Дежурная по станции "Охотный ряд" - здесь избитого Эльхана вытолкнули из вагона - вызвала "скорую помощь", и журналиста доставили в Институт имени Склифосовского, где ему наложили 7 швов.


XS
SM
MD
LG