Ссылки для упрощенного доступа

Пресс-конференция Владимира Путина в Интернете


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.



Андрей Шарый: Сегодня п резидент России Владимир Путин провел вторую за время своего пребывания у власти интернет-пресс-конференцию. Президент отвечал на вопросы, которые ему задавали российские и иностранные граждане на сайтах "Яндекс.Ру" и "Би-Би-Си". В адрес Путина поступило более 160 тысяч вопросов. За время программы, которая шла в прямом эфире, Путин успел ответить на пять десятков вопросов, только три из которых оказались личными.


Сейчас в прямом эфире Радио Свобода мой коллега Михаил Саленков, он внимательно следил за ходом пресс-конференции. Итак, Михаил, каковы ее итоги?



Михаил Саленков: Дествительно, Владимир Путин второй раз отвечает на вопросы интернет-пользователей. Впервые это произошло пять лет назад. Тогда президент согласился на предложение интернет-изданий "Газета. Ru ", "Страна. Ru " и "Би-Би-Си". На этот раз, рассказала в интервью нашей радиостанции главный редактор компании "Яндекс" Елена Колмановская, инициатива шла от президентской администрации.



Елена Колмановская: Идея проекта возникла в администрации президента, к нам обратилась пресс-служба президента с рассказом о том, что они хотят собирать вопросы через Интернет.



Александр Сергеев: Каждый вопрос все-таки проходит человека, который проверяет, что это такое.



Елена Колмановская : Обязательно, 30 человек студентов, которые в три смены модерируют вопросы.



Александр Сергеев: Какой процент приходится там блокировать шуток, хулиганства?



Елена Колмановская : Мы блокируем примерно 12 процентов вопросов. Часть вопросов, которые блокируются, связаны не с тем, что там шутки или хулиганство, а с тем, что там нет предмета вопроса, люди просто жалуются: такое-то и такое-то несчастье, только вы можете помочь.



Александр Сергеев: А сам классификатор - ваша идея или она была предложена администрацией президента?



Елена Колмановская : Когда открыли сайт, соответственно, 30 июня, там был некий начальный список тем, который был согласован с администрацией президента. А дальше мы добавляем новые темы по мере того, как их добавляют люди. Мы придумали, что должно быть облако тем, чтобы было сразу видно, что волнует больше, что волнует меньше. И мы придумали, что за вопросы можно голосовать, потому что не обязательно заставлять человека формулировать вопрос. Для ответа на интернет-конференции будут предъявлены главные вопросы из главных тем, плюс некий второй поток вопросов людей, живущих не в России, который собирает сайт "Би-Би-Си". Там, конечно, на порядки меньше вопросов, зато они такие - более глобально-политические.



Александр Сергеев: А вообще, какие-нибудь неожиданности возникли в ходе проекта?



Елена Колмановская : Люди возмущены, что мы ограничили поле ввода вопроса 500 символами. Люди пытаются писать трактаты. Человек пишет примерно следующее: "В 500 символов нельзя уместить никакой мало-мальски серьезный вопрос, дайте мне больше".



Михаил Саленков: Если говорить о самых популярных темах, которые интересуют россиян, среди них оказались образование, бедность, жилье, коррупция, проблема наркотиков, армии и взаимоотношений. Но они намного отстали от лидирующей пятерки вопросов, которые заданы в эфире не были. Ведущая сразу оговорилась: это потому, что в Интернете был проведен флэш-моб, то есть бессмысленная акция в которой участвует большое количество людей. Например, Путину не довелось ответить на такой вопрос: "Превед, Владимир Владимирович! Как вы относитесь к Медведу?" А между тем этот вопрос набрал наибольшее количество голосов – более 28 тысяч. "Медвед", или, если "переводить" с новояза некоторых интернет-пользователей, "Медведь" – это недавно ставший знаменитым интернет-персонаж. Картинка с его изображением, обошла весь Рунет, но причины столь огромной его популярности в русском Интернете пока не установлены. Впрочем, на один из самых популярных вопросов – про мальчика Никиту – президент Путин все же ответил.


Но началось он-лайн интервью с проблем с Северной Кореей. Вопросы президенту задавали обозреватель "Би-Би-Си" Бриджит Кендалл и ведущий телеканала "Раша Тудэй" Александр Гурнов. Образно говоря, право задать первый вопрос в этом интервью достался Джузеппе из Южной Кореи. Он спросил: "Насколько опасны северокорейские испытания и что будет делать Россия?" Путин напомнил о реакции российского МИДа и добавил...



Владимир Путин: Мы разочарованы тем, что происходит в этой сфере. Испытания подобного рода нельзя считать нормальными, потому что все цивилизованные страны, когда проводят такие испытания, сообщают заблаговременно о месте проведения этих испытаний, о предполагаемом месте падения отдельных частей ракет. Само наличие ядерного оружия, конечно, вносит определенную тональность в решение этой проблемы. Но когда появляются еще и средства доставки, то проблема усугубляется. В будущем мы должны рассматривать не только северокорейскую ядерную проблему, но и рассматривать этот вопрос с точки зрения возможного наличия у Корейской Народно-Демократической республики средств доставки ядерного оружия.



Михаил Саленков: Путин также успокоил жителей Дальнего Востока, которые спрашивали, а сможет ли Россия предотвратить ракетную атаку со стороны Северной Кореи. Президент сказал, что сможет.


После Северной Кореи обсуждалась тема наркотиков: стоит ли легализовывать легкие наркотики или, наоборот, вводить наказание для тех, кто их употребляет? Президент Путин ответил...



Владимир Путин: Р оссия является участником международных соглашений, по которым марихуана относится к числу таких наркотических средств, которые запрещены к распространению официальным образом. И Россия будет придерживаться всех своих международных обязательств. Опыт легализации легких наркотиков в некоторых странах говорит о том, что их легализация не приводит к уменьшению употребления так называемых тяжелых наркотиков, прежде всего героина. А наоборот, это только готовит молодых людей к употреблению этих тяжелых наркотиков. У нас за распространение наркотиков до 20 лет лишения свободы предусмотрено Уголовным законодательством.


Вопрос не в ужесточении этих норм, а в том, чтобы обеспечить, как и в любом другом случае при совершении преступления, неизбежность этого наказания.




Михаил Саленков: Т ак как трансляция велась не только на Россию, но и на другие страны, проблемы вначале интернет-интервью российского президента обсуждались глобальные: саммит "большой восьмерки", ядерная программа Ирана, отношения с США. Например, американец Джеф Стерлинг прислал такое письмо: "После Вашей первой встречи с Президентом Бушем господин Буш сказал, что смотрит в самую глубину Вашей души. А видите ли Вы его душу? Если да, то что Вы там видите?" И Путин рассказал, что за несколько часов до интервью звонил американскому президенту, поздравил его с 60-летием и обсудил кое-какие международные проблемы. Он назвал президента буша одним из своих друзей.


Вопросы приходили на сайты "Яндекса" и "Би-Би-Си" и во время интервью. Ведущие позволили президенту самому выбрать вопрос. Путин выбрал письмо москвички, которая через год станет пенсионеркой. Она спросила: "Смог бы президент лично прожить на 2500 рублей в месяц?" Несмотря на то, что вопрос выбрал сам, Путин ушел от ответа...



Владимир Путин: Вопрос, конечно, острый и злободневный. Я сейчас не буду говорить, смог бы я прожить. Я понимаю, что Ирина Анатольевна задает этот вопрос, и, конечно, ее интересуют проблемы пенсионного обеспечения в стране.



Михаил Саленков: Интервью с российским президентом Владимиром Путиным продолжалось около двух часов. Ответить на все вопросы, а их было примерно 162 тысячи, не удалось, и потому в завершении интервью, президент пообещал, что ответит на некоторые наиболее часто повторяющиеся из них на своем сайте в Интернете.



Андрей Шарый: Замечу, что ничего нового по сути мы на пресс-конференции не услышали, и на самые популярные вопросы, например, о том, будут ли российские границы охранять огромные человекоподобные роботы, Путин не ответил. Интереснее здесь не реакция самого президента, поскольку еще раз скажу, что ответы-то все предсказуемые были, а интересно, кто и почему задавал Путину именно эти вопросы, что за социальный портрет людей, которые в Интернете задают вопросы президенту России.


Речь идет, конечно, не о среднестатистическом портрете россиянина, который мы попытаемся анализировать, а о вопросах, которые задает строго определенная категория пользователей Интернета. Это преимущественно, видимо, молодые люди, это люди достаточно активные, люди, с такой иронией относящиеся к жизни, судя по вопросам, которые получил от них Владимир Путин. Так или иначе, репрезентативная группа очень большая, и прокомментировать некоторые ее особенности я попрошу психолога Ольгу Маховскую, которая в эфире программы "Время Свободы".


Ольга, попробуйте нарисовать психологический портрет человека, который задает Владимиру Путину вопросы по Интернету, что это за человек?



Ольга Маховская: Хотя средний возраст задающих вопросы где-то в районе 25 лет (категория людей, уже получивших образование, наращивающих свои амбиции, но они еще не закрепили ни свой социальный, ни профессиональный статус), но, тем не менее, я увидела там много всяких сутяг, как в старые советские времена, которым нужно пожаловаться, кого-то "заложить" или просто "довести до сведения" президента какую-то информацию, постучать кулаком, такая агрессивно-требовательная интонация тоже присутствовала. Что касается молодых, молодежь принято сейчас в социологии делить на две генерации: та, которая воспитывалась в советские времена, застала еще суровые коллективистские времена, концентрированные, я бы сказала, коллективистские времена, и та, которая индивидуалистски настроена, на которую махнули рукой, она росла, как могла. И эти как раз проявляют наибольшую степень свободы, мажорно настроены, им нравится сам процесс участия в такой большой тусовке, пресс-конференции с президентом, они не делают каких-то конкретных ставок, у них нет желания подсуетиться и что-то урвать и поэтому их вопросы часто носят такой развлекательно-юмористический характер, ну, потому что это требование дискотеки, тусовки молодежной.



Андрей Шарый: Эта категория - как раз то будущее России, которому иногда так пассионарно обращается Владимир Путин, именно им предстоит вкушать плоды тех реформ, которые проводит Россия под руководством президента. Почему эту публику, как вы считаете, фактически не интересует политика?



Ольга Маховская: Они аполитичны, потому что они день и ночь должны отбивать очень высокий и быстро нарастающий стандарт проживания в стране. Они заняты своими собственными интересами. Их интересуют не вопросы доступного жилья в целом, а их собственная квартира, не призыв в армию в целом, а их собственная позиция, их собственные истории. Мне кажется, что этот индивидуализм продуктивен, и они даже, боюсь, ну, не то, чтобы не догадываются, как-то не очень принимают во внимание, чтобы пожинать плоды этой политики, они заряжены на то, что они будут пожинать плоды своей собственной деятельности и будут стараться себя вести независимо, я так надеюсь.



Андрей Шарый: То, что вы говорите, означает, что это вот такое безбашенное поколение, к которому российские политики (я сейчас имею в виду не только Владимира Путина) не нашли подход, пока не нашли или вообще могут не найти подход, потому что, если читать эти вопросы, то понятно, что власть и вот эта публика, которая в Интернете существует, таких людей миллионы, они говорят совершенно на разных языках и на разные темы.



Ольга Маховская: Она безбашенная, и это действительно отвязное поколение перестройки, с которыми президенту тяжелее всего, потому что он принадлежит к другой генерации, он ей абсолютно верен. И даже если он пытается таким образом заигрывать с молодежью и устанавливать с ней контакт, то все-таки форма пресс-конференции - это все равно такая метафора виртуальной власти, где он достаточно защищен, где никакой неожиданный вопрос ему не поступит. Создается иллюзия широкого участия молодежных слоев в общении с президентом. Это парадокс новых технологий. Они выглядят демократическими, по сути, делая власть более доступной.



Андрей Шарый: А какие-то комплексы есть у этой интернет-аудитории? Что у них "болит", с точки зрения психолога?



Ольга Маховская: Они выросли на реалити-шоу, на ток-шоу телевизионных, и им хочется просто поприсутствовать. Есть те, которым хочется позаглядывать, как устроена частная жизнь президента, они не очень рассчитывают на ответ, но тем не менее им хотелось бы узнать, в какого цвета тапочках он ходит или что он любит поесть на завтрак и так далее. Это очень такой важный на самом деле момент, потому что Путин сейчас будет задавать такую официальную мерку доступности частной жизни для официального, публичного лица. Во многом это тест для самого Путина на такую социальную реактивность, которую молодежь очень ценит. Если появляется неожиданный фактор, как он - закрывается, как официальное лицо, начинает разговаривать с людьми на их языке, пытается разговаривать на их сленге, что трудно сейчас представить, или просто игнорирует вопрос, выдает агрессию?



Андрей Шарый: Россия, как выясняется, - это очень разная страна. Там живут разные люди, их 140 с лишним миллионов человек, и каждый из них разный. Как это хорошо! И вот в этой разной такой стране есть один президент, который, естественно, считает себя президентом всех россиян и, так или иначе, он должен общаться с ними со всеми, и для каждого из них быть отцом, как хочется Владимиру Путину, или делегированным чиновником, как хочется российским либеральным политикам, ну, или кем-либо еще, у каждого свой образ президента. Ясно, что его имидж-группа пытается как-то строить имидж такого "домашнего Путина": вот он ходит в рубашке с закатанными рукавами, у него есть собачка, у него есть жена, которая не очень видна, но все-таки она есть, он иногда использует просторечивую лексику, он иногда шутит - иногда достаточно удачно, иногда очень цинично. Как верно реагировать на запросы такой вот аудитории, с которой сегодня президент имеет дело? Как ему сблизиться с ними?



Ольга Маховская: Нужно имитировать искренность, отвечать на какие-то острые вопросы остроумно, и здесь у него есть шансы. Это самое трудное - не оказаться в дурацком положении, развеселить публику и при этом соблюсти лицо. И это то, что президенту не очень удается, потому что юмор у него, на мой взгляд, в основном стал солдатский, и он получает сам удовольствие только от такого рода шуток. Насколько он совпадет в образе жизни с молодежью? А это довольно сложно, потому что при всей демонстрации такого "своего парня", он все-таки человек довольно закрытый, под высоким контролем, он не делает случайных жестов.



Андрей Шарый: Понятно, что еще 20 лет назад и 15 лет назад такого уровня общение между гражданами страны и руководителем советским или российским даже представить себе было невозможно. Это одно из таких объективных свидетельств того, что жизнь не стоит на месте. Владимир Путин - это человек советской формации, он и сам этого не скрывает. Как много нужно, с психологической точки зрения, для того, чтобы пробить бреши в таком советском, по типологии своей, сознании нынешней российской власти?



Ольга Маховская: Я не думаю, что это форма донесения информации до Кремля. Скорее, просто демонстрация причастности к жизни народа, попытка активизировать электорат. Чтобы что-то поменять и научиться вести себя с молодежью, нужно такие пресс-конференции проводить регулярно, может быть, не в таком масштабе, в тренинговом режиме, но не только ему, а всему окружению; потому что трудно себе представить, чтобы президент очень сильно оторвался от своих и вдруг стал жить не так, как все живут в Кремле, все-таки свита играет короля. Но все-таки молодежь нельзя игнорировать. Дочки - этого поколения. Нужно проявляться, по крайней мере, благосклонность, вот что делает президент.



Андрей Шарый: Это поколение довольно тем, что происходит в стране, их не волнует ни Чечня, ни нарушение гражданских свобод, о которых говорят правозащитники и оставшаяся либеральная пресса.



Ольга Маховская: Они живут точно недолгосрочными перспективами. Их трудно было бы "заразить" строительством коммунизма. И это и хорошо, и плохо. Плохо - потому что все равно большую биографию не выстроить, имея очень маленький кругозор. А хорошо все-таки то, что они не будет сбиваться в толпы и ходить на манифестации, что тоже не является методом решения ни их частных проблем, ни проблем страны в целом.


XS
SM
MD
LG