Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Самому знаменитому таперу немого кино Вилли Зоммерфельду исполнилось 102 года


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Полина Ольденбург: В Берлине живет пианист, играющий мелодию «Боже, царя храни» по памяти со времен Гражданской войны в России. Самому знаменитому таперу немого кино немцу Вилли Зоммерфельду исполнилось 102 года. Только что на экраны Германии вышел фильм о Зоммерфельде «Музыка молчания», который сняла режиссер Илона Циок, учившаяся в Москве и поэтому говорящая по-русски.


С Илоной Циок о Вилли Зоммерфельде побеседовал корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Юрий Векслер: Когда в Германии говорят о 20-х годах, имеют в виду прежде всего Берлин и неизменно прибавляют - "золотые 20-е". Для большинства живших тогда, в период расцвета искусств и наук, это были голодные годы, и студент консерватории Вилли Зоммерфельд подрабатывал тапером в немом кино. Потом он стал дирижером оркестра. В 1933 году на приказ нового начальства приветствовать коллег, как положено, "хайль, Гитлер", 29-летний Зоммерфельд ответил: "Я занимаюсь своим делом, и у меня нет времени на эту ерунду". Его уволили, но в лагерь не отправили, и он до конца войны перебивался, делая аранжировки под чужим именем. К приходу Советской армии он знал одно, но очень важное русское слово - товарищ. Выйдя на пенсию в 70-е годы Вилли Зоммерфельд предложил свои услуги тапера снова и, что называется, "попал в струю", точнее, в волну нового интереса к немому кино. Так он, уже в 70 лет, неожиданно стал знаменитым.


О Вилли Зоммерфельде, герое своего фильма "Музыка молчания" говорит режиссер Илона Циок...



Илона Циок: Меня биография на самом деле никогда еще не интересовала до той степени, чтобы ее рассказать точно или как-то, как книгу, это мне не интересно. Я хотела найти концепцию под этого человека: кто он, что он нам оставляет? Я очень быстро поняла, что единственное, что его делает особенным, это его музыка, его возраст. Он родился, когда родилось кино, чуть позже, конечно, но где-то. И значит, он - настоящий свидетель этих времен, значит, он - единственный в мире, которые имеет чувство того времени, как тогда они аккомпанировали немому кино. И тогда я стала думать: как же мне эту музыку как можно больше включить в этот фильм? И потом оказалось, что есть фильмы, которые он особенно любит. Я поняла, что они все как-то связаны с его жизнью.



Юрий Векслер: Много необычного в этом маленьком немногословном человеке. Он впервые женился в 54 года по любви с первого взгляда на женщине 27 лет. В картине столетний Зоммерфельд напевает для своей жены песенку о том, что надо как можно чаще дарить цветы, потому что это иногда сильнее и важнее слов.



Илона Циок: Для меня он - как Швейк, который всегда все правильно делал, может, интуитивно. Значит, он знал, что это нехорошее явление - вот этот Гитлер, ему это не нравилось, но он не человек ума, который может все рассказать, почему, что и как, а просто он чувствует, что это все не то. И тогда он своим способом делает то, что ему кажется правильным. Для него это могло кончиться не очень хорошо, но как-то сопровождало его всегда в его жизни счастье. Факт, что он писал на приглашениях в армию - "Находится на гастролях" - это похоже на его музыку, между прочим: он видит картину и знает, что играть. Он видит человека и знает - это мое. Ему говорят: "Скажи "хайль, Гитлер", он знает - это не мое. Он говорит, что он маленький, поэтому все - ум в руки - это все быстро идет. А я думаю, тоже вот сюда быстро переходит, что он сразу знает, что надо делать, не думая.



Юрий Векслер: В картине Илоны Циок "Музыка молчания" Вилли Зоммерфельд рассказывает эпизод, подтверждающий его гениальность своего рода. Аккомпанируя картине, где некое чудовище приближалось к красивой, ни о чем не подозревающей героине, тапер в момент нарастания напряжения прекращал играть и возобновлял игру, когда монстр набрасывался на женщину. "За это я заслужил лучший комплимент в моей жизни, - говорит Зоммерфельд. Один из зрителей сказал мне потом, что эта пауза была лучшей музыкой, которую он слышал в кино".


XS
SM
MD
LG