Ссылки для упрощенного доступа

«Машины мы умные создаем, но человек сам иногда не понимает очень умную машину»


Иркутск. Место трагедии
Иркутск. Место трагедии

За последние часы произошло еще несколько происшествий с российскими самолетами. При посадке в Симферополе потерпел аварию самолет Ту-134 с главком ВМФ России Владимиром Масориным на борту. Сам адмирал не пострадал. Днем в Иркутске экстренную поездку совершил Ту-154 авиакомпании «Уральские авиалинии». Накануне вечером экстренную посадку в Симферополе произвел авиалайнер А-310 авиакомпании «Сибирь», пилот которого заметил падение уровня масла в одном из двигателей. Продолжается расследование машины этого типа в ночь на воскресенье в Иркутске. По мнению специалистов, вероятность ошибки пилотов при управлении лайнером весьма вероятна.


В Иркутске продолжает свою работу межведомственная комиссия по расследованию авиакатастрофы. Ее возглавляет министр транспорта России Игорь Левитин. Причины трагедии выясняются, есть уже несколько неофициальных версий случившегося. Профессионалы предпочитают не делать преждевременных выводов, пока не будут расшифрованы данные бортовых самописцев.


Согласно статистике последних 15 лет, аэропорт города Иркутска является одним из самых опасных для авиаперевозчиков. Он часто фигурирует в трагических хрониках. В 1994 году при взлете здесь разбился Ту-154. В 1997 году потерпел крушение грузовой самолет «Руслан», а через два года транспортный Ил-76. В 2001 году при заходе на посадку рухнул в поле Ту-154. Во всех случаях гибли люди, в общей сложности это 341 человек. Взлетно-посадочная полоса расположена здесь не за городом, как обычно, а прямо среди городских кварталов. Садиться приходится, маневрируя между расположенными вокруг Иркутска сопками и плотной застройкой. Кроме того, даже зимой от незамерзающей Ангары стелется туман.


Отвечает ли аэропорт в Иркутске требованиям, предъявляемым сегодня к эксплуатации подобных потенциально опасных объектов? Глава авиакомпании «Башкирские авиалинии» Винер Шакиров отвечает на это вопрос утвердительно: «Нормальный аэропорт, и мы туда летали, все летали. В сто раз сложнее есть аэропорты горные, гораздо сложнее заходы на посадку и так далее. Тот же аэропорт "Сочи", наверное, сложнее, потому что там заход с моря идет, там свои проблемы, гораздо сложнее даже иногда бывает в Сочи садиться. И уход на второй круг в сторону гор. Там сложнее. Здесь все на равнине, как говорится».


Винер Шакиров считает все обнародованные СМИ версии произошедшего преждевременными: «Когда не участвуешь в расследовании, не видишь объективной информации, можно что угодно предполагать. Но только после того, как расшифруют, будут видны действия экипажа и будет поведение самолета видно, всех его систем, тогда уже можно оценивать что-либо». Перед вылетом в Иркутск министр транспорта России Игорь Левитин, тем не менее, такие предположения уже допустил. Он рассуждал о неблагоприятных погодных условиях во время посадки: взлетно-посадочная полоса была мокрая от дождя, и это могло сказаться на качестве торможения самолета. Наш собеседник относится к таким оценкам скептически: «В этот же аэропорт зимой садятся, а зимой сцепление и похуже бывает. На всех [ самолетах установлено ] гидроглиссирование, это и на автомобилях бывает. Самый опасный момент - когда дождик только-только начался. Примерно и тут такая же ситуация. Но не думаю, что это очень сильно [ повлияло ]».


Одним из озвученных объяснений катастрофы стало мнение неназванного эксперта, что пилоты во время посадки забыли включить реверс, то есть обратный ход двигателя, способствующий резкому торможению самолета сразу же после его приземления. Глава компании «Башкирские авиалинии» Винер Шакиров считает такое объяснение малоправдоподобным: «Практически такого не бывает. Тем более это не кнопочка, это рычаг управления реверсом. Я не слышал, чтобы такое было». Наш собеседник также напоминает, что современные самолеты имеют многократное резервирование критических для безопасности систем: «Если отказывают тормоза (а тормоза имеют трехкратное резервирование, принцип - основная система управляет, потом дублирующие, и, конечно, есть от гидроаккумуляторов нормальное торможение аварийное, бывает практически на всех самолетах сделано)… чтобы отказали полностью тормоза, это надо где-то разорвать трубку, где в одну точку сходятся три гидросистемы, то есть разрушиться должна трубка, чтобы ушла гидрожидкость и давление. То есть это тоже очень маловероятно. Когда рабочий реверс есть, реверсом можно пользоваться вплоть до полной остановки, когда идет экстренное торможение, черт с ними, с двигателями, что и делают обычно летчики. Здесь ситуация непонятная».


Эксперт не исключает человеческий фактор: «Я всегда говорил: машины мы умные создаем, к сожалению, человек сам иногда не понимает машину очень умную». По его мнению, в случае подтверждения вины пилотов правительственная комиссия не будет замалчивать эти факты: «Смысла умалчивать что-либо не будет никакого. Не забывайте, что в расследовании участвуют французы, создатели самолета».


По словам министра транспорта России Игоря Левитина, авиакомпания «Сибирь», которой принадлежал А-310, выделит родственникам погибших по 50 тысяч рублей, по 12 тысяч выплатит страховая компания, еще по 15 тысяч рублей будет выделено из бюджета Иркутска.


XS
SM
MD
LG