Ссылки для упрощенного доступа

Израильские войска бомбят аэропорт и блокируют морской порт Бейрута. Насколько серьезна угроза новой гражданской войны в Ливане?


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Кирилл Кобрин.



Андрей Шарый: Ответственность за состояние кризиса израильские власти возлагают на правительство Ливана. Именно с территории этой страны исламисты из "Хизболлы" совершают нападения на израильтян. Однако насколько ливанское правительство действительно может отвечать за то, что происходит, насколько оно контролирует ситуацию внутри страны в реальности? Об этом мой коллега Кирилл Кобрин беседовал с заместителем директора Института востоковедения Российской академии наук Владимиром Исаевым.



Владимир Исаев: Ситуация в Ливане такова, что ливанское правительство, которое формально должно было бы отвечать за те действия, которые совершаются с его территории против сопредельных стран, в том числе против Израиля, фактически не имеет контроля над всей территорией. После гражданской войны в Ливане, продолжавшейся добрый десяток лет, Ливан превратился, если хотите в "объединенные ливанские эмираты". К сожалению, в ряде районов ощущается, я бы сказал, такой вакуум центральной власти. Вот обратите внимание, с юга Ливана в свое время Израиль ушел, и туда не пошла, скажем, ливанская армия, которая, в общем, достаточно фрагментарно представлена, поскольку никак противоборствующие конфессиональные группировки не могут договориться между собой. Если они договорились о том, что фактически они возвратились вновь к конфессиональной системе, на которой строится вся власть в Ливане, то по поводу армии так и не договорились. И место было занято фактически формированиями такой организации, как "Хизболла", которая, судя по всему, в знак поддержки Палестины, начала свои операции и тем самым провоцирует Израиль на достаточно серьезные действия.



Кирилл Кобрин: Но тем не менее, с точки зрения международного права, Ливан является субъектом этого права, и, таким образом, он так или иначе должен отвечать перед Израилем за те действия, которые предприняты с его территории?



Владимир Исаев: Это бесспорно. С точки зрения международного права, ливанское правительство несет ответственность за то, что делается на его территории. С точки зрения сути дела, я еще раз хочу повторить, ливанское правительство центральное, к сожалению, не контролирует многие территории. Ну, скажем, оно же не может контролировать территории, которые возглавляет Джумблат, также как оно не контролирует территории, которые оказались в руках той же самой "Хизболлы", содержащейся фактически на деньги Ирана.



Кирилл Кобрин: Таким образом, перед Израилем встает проблема, как ему действовать - либо он должен апеллировать к международному сообществу, чтобы то принимало какие-то меры против ливанского руководства, либо действовать так, как сейчас Израиль действует, то есть, не полагаясь на дипломатические или какие-либо иные каналы.



Владимир Исаев: Ливан даже, обратите внимание, не стал апеллировать к тому, что вы называете международным правом в лице ООН, потому что ни одна резолюция, предложенная Израилем по поводу ситуации на Ближнем Востоке за последние 10 лет, не была поддержана этой организацией. Она блокируется, как правило, сторонниками противодействия Израилю, и это факт, с которым приходится считаться. Следовательно, обращение может быть, но, во-первых, это занимает долгие сроки, во-вторых, это будет опять очередная беззубая резолюция, и тем самым израильтяне вынуждены идти просто на открытые военные действия против, в общем, суверенной страны, которая, с точки зрения, опять-таки, международного права, может рассматривать вторжение армии Израиля на свою территорию, как агрессию.



Кирилл Кобрин: Насколько полномасштабно израильская операция может спровоцировать гражданскую войну в Ливане?



Владимир Исаев: Насколько далеко израильтяне зайдут. В 80-е годы, когда Израиль начал операцию, чтобы ликвидировать угрозы, как раз исходящие с южных территорий Ливана, южных границ Ливана, то все думали тогда, что он остановится, скажем, у реки Литани. Но дело кончилось тем, что израильтяне вошли в Бейрут, в результате чего, скажем, Организация освобождения Палестины, которая базировалась тогда на территории Ливана, а именно в Бейруте, вынуждена была перебазироваться вплоть до Туниса. Я не знаю планов израильского правительства, надеюсь, что это ограничится локальной операцией, что не дойдет до широкомасштабной войны, потому что это не на руку Израилю. Обратите внимание, что единственный метод фактически, который сплачивает арабов, - это вооруженные акции со стороны Израиля. Так было и в 1967 году, так было в 1973, так было даже в 80-х годах. И на этой платформе достаточно разобщенный сейчас арабский регион может сплотиться, и это уже может привести к самым серьезным последствиям, учитывая тот факт, что коспонсоры того самого ближневосточного урегулирования практически оказались в данной ситуации не у дел.



Кирилл Кобрин: Существуют ли в Ливане силы, достаточно серьезные, чтобы оказать настоящее давление на "Хизболлу"?



Владимир Исаев: Если говорить с точки зрения политических сил, то практически их нет. Военные - это означает, что ливанское правительство должно было бы направить, скажем, силы безопасности в те районы, чтобы нейтрализовать "Хизболлу". Это фактически означает начало гражданской войны, на что ливанское правительство вряд ли пойдет.


XS
SM
MD
LG